Достоевский вышел на улицы

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время» Петербург впервые отметил день Достоевского. 3 июля по всему городу прошли выставки, концерты, кинопоказы и викторины, приуроченные к торжеству.

Кузнечный переулок, где находится музей-квартира Достоевского, преобразился необычайно: автомобильное движение было приостановлено, дорожные знаки скрыты за огромными щитами с цитатами из «Преступления и наказания», а реклама заменена на вывески XIX века («Секс-шоп» превратился в «Салонъ для господъ»). Между толпами глазеющей по сторонам публики сновали торговцы-лоточники и прогуливались дамы в старинных платьях, а в полдень с балкона музея собравшихся приветствовал сам Федор Михайлович.

Весь Кузнечный стал сценой, на которой развернулось сразу несколько представлений. Начали артисты театра «Drystone», устроившие во дворе дома «нумеръ 5» (и, частично, на его крыше) спектакль «Один сон из жизни Ф.М.». Происходящее в самом деле напоминало сон. Картины сменялись одна за одной в хаотичном порядке: вот герои пьют чай с арбузом, а вот уже жгут книги, а вдруг стреляют друг в друга из револьверов.

Когда на задымленной сцене стало что-то взрываться, любители более академичных зрелищ переместились обратно к музею, у входа в который разыгрывались сцены из произведений. Герои общались не только друг с другом, но и со зрителями. Мармеладов, рассказывая Раскольникову каково это — просить взаймы, зная, что не дадут, пошел к публике. Денег все-таки дали. Однако автор, взиравший с балкона и комментировавший происходящее, обязал Мармеладова вернуть «заработанное».

Чуть поодаль расположился шатер кукольного театра «Петя и Федя». Афишка на нем утверждала, что «именно с Петрушки началась вся Достоевщина», но у кукольных Пети и Феди (этот игрушечный Федор был, кстати, больше похож на настоящего классика, чем уже упомянутый человек-актер) отношения не заладились. Только Достоевский взялся учить Петрушку быть писателем, как получил по голове дубиной. Не похоже было, чтоб Петя после содеянного преступления мучился наказанием: подобным образом он расправился и с остальными героями пьески.

В Книжном дворике библиотеки Маяковского на Фонтанке праздник тоже отмечали с размахом. Библиотека, которая редко организует что-то за пределами собственных стен, на этот раз на территории трех смежных дворов провела несколько мероприятий на любой вкус. В одном дворе пели, в другом рисовали, в третьем читали лекции. Было даже несколько викторин: выпускники Академии театрального искусства читали отрывки из произведений, а собравшиеся зрители, казалось, сплошь знатоки, угадывали всё и сразу. Чтобы получить приз (книгу, конечно) нужно было не только хорошо помнить тексты, но и громко кричать. Гости, которые еще не перечитали всего Достоевского, могли получить книжку и просто в подарок, в рамках акции «Книги из рук в руки». Но и им нужно было постараться: акция началась в 14:30, а в 14:31 закончилась, так как прилавок, полный подержанных изданий, тут же опустел.

Впрочем на Фонтанке все было более традиционно. Даже акция «Достоевский в граффити» прошла без ущерба для городских стен. На картонном «холсте» длиной в десяток метров бездомные жители Петербурга маркерами рисовали виды города. Питер получился мрачноватый, как и в произведениях самого писателя. Однако в этот день тем, у кого нет дома было, куда пойти.

Глеб Крауклиш | 5 июля 2010
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация