ЖУРНАЛИСТУ ХОРОШО БЫ ЕЩЕ ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Камилла Нигматуллина, выпускница факультета журналистики СПбГУ 2006 года, сегодня работает в alma mater доцентом кафедры периодической печати с ученой степенью кандидата политических наук, курирует студенческие образовательные проекты и пишет учебники. В своем интервью Учебно-образовательному пресс-центру она рассказывает о том, как время от времени «грешила» копирайтингом, описывает «сказочные» рабочие дни преподавателя и особо отмечает, что журналисту «хорошо бы еще оставаться человеком».

- Камилла Ренатовна, расскажите о своей карьере. Где и кем Вы успели поработать?

Мой первый журналистский текст был опубликован в газете «Невское время», когда я еще училась в 11 классе. Начинала я в криминальном отделе, что было непросто для маленькой девочки. Приходилось звонить в больницу и спрашивать, например, как дела у пострадавшего.

В середине учебы начала сотрудничать со специализированными СМИ строительной тематики. Писала о кровлях, окнах, трубах. Студенты знают историю о том, как я посетила IV международный конгресс по бетону и получила в качестве раздатки ежемесячный журнал «Популярное бетоноведение». Тогда я подумала, что пора завязывать со «стройкой».

После получения красного диплома прошло всего две недели, и я уже сидела на 9-й Советской в издательстве «Шанс». Все еще - в редакции приложения, посвященного недвижимости и строительству. Редактор как раз ушла в отпуск, и вся ответственность по наполнению приложения вдруг свалилась на мои плечи. А больше в отделе никто штатно не работал. Так я продержалась два месяца и в итоге получила приглашение от родного «Невского времени» - обозревателем в отдел социальных проблем.

Здесь прошла моя основная профессиональная школа газетного корреспондента. Но все это время я не забывала об университете, потому что училась в заочной аспирантуре. Первые преподавательские шаги начала еще в 2009 году, хотя никогда до этого не задумывалась о работе в вузе. До прихода в университет успела полгода поработать специалистом по связям с общественностью в Законодательном собрании Ленинградской области. Это был потрясающий опыт «по ту сторону баррикады», да и коллектив хороший, до сих пор тепло вспоминаю о нем. Помимо написания текстов на сайт, оттачивала мастерство в написании телеграмм и вырезании публикаций из газет.

Как и любой журналист, время от времени «грешила» копирайтингом для разных компаний и с разными целями. Своей удачей считаю рекламный текст о шоппинге в Финляндии – к тому моменту ни разу там не была, но никто даже не заподозрил автора в неискренности.

Сейчас я снова в alma mater. Хочется отдать университету лучшие годы своей жизни.

- Сегодня Вы преподаете, ведете различные учебные проекты. Что входит в круг Ваших обязанностей? Опишите свой рабочий день.

Рабочий день преподавателя, наверное, со стороны кажется сказкой. В какой-то мере так и есть, потому что график свободный, а на горизонте маячит отпуск в 56 дней. Но на деле все не так просто.

На подготовку к каждой лекции уходит от одного часа до целого дня. Прибавьте время на учебно-методическую работу, то есть написание регламентирующих документов о том, чему и как я буду учить студентов. Проверка заданий и общение со студентами – отдельная статья. Это общение занимает практически 24 часа в сутки.

Работник университета называется «научно-педагогическим», а это означает, что большую долю времени надо посвятить именно науке. Написание статей по результатам исследований, участие с докладами в конференциях, чтение новой литературы – всё это заполняет «свободное» от занятий время.

Наконец, существуют административные поручения – поучаствовать в совещании, написать отчет, организовать мероприятие, подготовить студентов на конкурс и пр. и пр.

Именно поэтому каждый рабочий день не похож на другой. В этом своя прелесть и источник вдохновения. Но иногда кажется, что я не работаю на университет, только когда сплю. Хотя часто снится, что читаю лекции. Просыпаешься – и надо повторить…

- Любите ли Вы свою работу? Как давно поняли, что научно-педагогическая деятельность - то, чем Вы хотите заниматься?

В этом отношении обо мне можно сказать: тот случай, когда аппетит приходит во время еды. Сначала многое делалось по наитию, но теперь у меня есть диплом по специальности «педагог высшей школы», и ко многим вещам я подхожу уже с научной точки зрения.

Если говорить о журналистике, то все тоже произошло как бы случайно. Три школьные подружки решили поехать на день открытых дверей на филологический факультет СПбГУ. Когда приехали, то решили, что втроем идти в одно место неэффективно. Одна осталась на филфаке, вторая – на восточном, а меня посадили в троллейбус и сказали – езжай-ка на 1-ю линию.

В школе я хотела быть переводчиком или режиссером.

- Какую роль в Вашем профессиональном становлении сыграл университет? Какие возможности открыл?

Ключевую роль. Самую важную. Университет – это не только образование, но и воспитание, социализация. Здесь мы находимся не в одиночных инкубаторах, а в окружении других людей, а люди – это главная ценность. Особенно для журналиста. Университетские люди и университетские стены выковали из меня университетского человека.

Возможности нам давались колоссальные, хотя не было ничего из того, что факультет предлагает студентам сейчас. Мы хватались за все и старались не терять ни минуты. Работали в любых проектах абсолютно бесплатно. Ходили на лекции на другие факультеты. «Самоорганизовывались» во внеучебное время. Я бы назвала это возможностью реализовать себя.

- Благодаря чему Вы стали профессионалом своего дела?

Учителя и опыт. Это две слагаемые успеха в любом деле. Учителя в университете и учителя в редакциях, просто учителя в школе жизни.

И сейчас я тоже продолжаю учиться, так что профессиональное становление – это непрерывный процесс.

- А какие дисциплины, изученные в университете, оказались наиболее полезными для Вас?

Стилистика и современный русский язык – это основа основ. Мы как будто заново изучали родную речь. И, конечно, литература. Помню преподавательницу по фольклору – утром по субботам она нам пела песни, привезенные из экспедиций. Помню античную литературу от Гаяны Галустовны Анпетковой-Шаровой. Теория литературы – очень сложный, но очень нужный был предмет. До сих пор помню автора учебника. И, конечно, Андрей Аствацатуров владел нашими умами, когда читали зарубежную литературу ХХ века.

Профильные предметы давались легче. Но мы беспрестанно что-то писали, и это было самым полезным для молодого журналиста. Мастерство можно отточить только беспрерывным письмом. Как только прервался, перо словно засыхает. И, кстати, да – мы ведь были пионерами «Живого журнала».

- Что Вы можете вспомнить о своей студенческой жизни? Поддерживаете ли Вы связь с кем-нибудь из своих однокурсников?

Самое яркое воспоминание почему-то связано с безумной идеей одногруппников сделать газету под названием «Хуже некуда». Мы написали материалы, которые противоречили всем канонам журналистики. Наснимали фотографий, на которые без рыданий от смеха невозможно было смотреть. Вот только не напечатали.

С однокурсниками общаемся, хотя многие переехали в другие города и страны. Солидный десант обосновался в Москве. Многие из них – известные телекорреспонденты, главы пресс-служб, руководители солидных департаментов, именитые фотографы. А ведь прошло всего 9 лет с момента выпуска. Я однокурсниками очень горжусь, а они любят спрашивать у меня с ностальгией «как там журфак».

- Какими знаниями и умениями должен обладать журналист сегодня, чтобы конкурировать на рынке?

Проще сказать, чем он НЕ должен обладать. Рынок сегодня жесткий как никогда – специалистов много, да и конкуренцию им составляет армия непрофессионалов, а также роботов и агрегаторов.

Опросы редакций показывают, что бессменными требованиями остаются – умение добыть факт, умение проверить его, умение донести до аудитории. Плюс знания широкого гуманитарного профиля и какой-то, как минимум, одной узкой области знаний. Никогда не были лишними иностранные языки

и хорошая физическая подготовка.

Из современных требований важнейшими являются быстрая ориентация в потоке информации, умение выделить важное и отсеять недостоверное, плюс технические навыки вроде обработки информации в программах или даже программирование.

А последние события и их освещение в СМИ (авиакатастрофа в небе над Синайским полуостровом) показали, что хорошо бы еще и оставаться человеком.

6 ноября 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация