ТРЕТЬЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ: ПОСЛЕ II МЕЖВУЗОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НОВЫЕ УСПЕХИ

К этому времени и впоследствии были созданы учебники и учебные пособия, изданы тексты лекций по отдельным проблемам, темам и периодам истории журналистики, различные методические разработки. Издательство «Мысль» приступило к выпуску значительными тиражами серий брошюр о мастерстве русских и большевистских публицистов. А плюс к тому — хрестоматии по истории печати, многочисленные статьи по вопросам истории, теории и практики журналистики, воспоминания и размышления о собственном опыте работников редакций не только газет, но уже телевидения и радио.

После создания факультета и приобретения самостоятельности в финансировании расширились наши возможности для командировок не только дипломантов, но и авторов курсовых сочинений для работы в архивах и изучения текущего опыта работы редакций и отдельных публицистов. Иногда при этом студенты подталкивали их к осмыслению общих журналистских проблем и личного опыта. Так, одна из участниц семинара свое курсовое сочинение решила посвятить творческой лаборатории публициста Василия Пескова и получила командировку в редакцию «Комсомольской правды». Там она повстречалась с этим выдающимся журналистом. Но вопрос о творческой лаборатории оказался тогда неожиданным не только для него, а и других сотрудников газеты. По словам студентки, они плотно забили комнатку-кабинет Пескова и приняли участие в оживленном обсуждении темы, которая потом приобретала более широкое развитие в печати. Встречались наши студенты с А. Аграновским, Ю. Жуковым и др., работали в Доме-музее В.А. Гиляровского, в архивах.

Вскоре по примеру факультета журналистики МГУ и по инициативе самих наших студентов появились первые и утвердились дипломные сочинения творческого характера — студент мог защитить цикл своих публицистических работ, объединенных какой-то проблемой или жанром и включающих вводную главу теоретического характера, связанную с таким творческим содержанием.

Нами тогда была начата публикация детально разработанных программ специальных курсов и семинаров, тематики дипломных сочинений, памятки руководителям и оппонентам дипломных сочинений. Издавались пособия, связанные с изучением мастерства публицистов, особенностей различных жанров и т.д.

В 1968/69 учебном году, например, каждый студент мог получить детально разработанную «Памятку», в которой были указаны не только дисциплины учебного плана и формы отчетности по ним, но и последовательность изучения, характер и сроки выполнения профессиональных заданий по курсу «Теория и практика журналистики». Полагаю, для истории факультета и журналистского образования того времени вообще это не лишено интереса. Приведу поэтому выдержки из одной «Памятки».

«1 семестр — введение в журналистскую практику (источниковедение и библиография, культура труда журналиста). Изучение газетных жанров и семинарские занятия с разбором контрольных заданий (Задания представляются на кафедру: к 25 октября — заметка; к 25 ноября — расширенная информация; к 15 декабря — отчет.)

Производство и оформление газеты. Машинопись. Фотография.

2 семестр — изучение информационных жанров и выпуск учебной газеты. (Задания представляются на кафедру: к 18 марта — интервью; к 25 марта — зарисовка; к 15 апреля — событийный репортаж; к 8 мая — публицистический репортаж.)

Выпуск двухполосной учебной газеты — со второй половины марта.

Фоторепортаж. Оформление и производство газеты.

3 семестр — лекции о корреспонденции и обзоре печати. Практические занятия. (К 15 октября студенты сдают на кафедру одну корреспонденцию.)

В декабре выполнение курсовой работы «Районная газета: проблематика ее материалов, формы работы, жанры оформления». В ноябре — работа над учебной газетой.

Оформление и производство газеты (самостоятельное макетирование и верстка районной газеты).

4 семестр — лекции о статье. Практические занятия. (К 10 марта представление на кафедру статьи.)

Распределение на производственную практику в районные газеты.

Завершение курсовых работ по спецсеминарам (в мае).

5 семестр — лекции и практические занятия по рецензии, очерку и фельетону. (К 20 октября представление рецензии.)

В октябре-ноябре защита материалов летней производственной практики.

В конце семестра выпуск учебной газеты по группам.

6 семестр — практические занятия по группам над зарисовкой, очерком, фельетоном. (К 25 февраля студенты сдают очерк, к 1апреля — второй очерк или фельетон.) Распределение на летнюю производственную практику в городские, молодежные и областные газеты.

7 семестр — практикум по выбору: лицо газеты, техника речи, мастерство фото- и кинорепортажа, мастерство оформления газеты, редактура книги и др. Специализация в студиях — практикумах, которыми руководят опытные журналисты ленинградских газет, радио, телевидения и кинохроники. В студиях студенты выполняют практические задания по выбранной ими теме, лучшие из которых публикуются или идут в эфир.

Новые специальные курсы и семинары (с курсовой работой).

В сентябре-октябре защита летней производственной практики по группам.

С 20 октября по 20 ноября выполнение второй контрольной работы по оформлению и производству газеты, самостоятельное макетирование и верстка районной газеты.

8 семестр — специальные курсы и семинары. Продолжение работы в студиях-практикумах.

Распределение на летнюю производственную практику в областные и центральные газеты. Определение тем дипломных сочинений.

9 семестр — история и теория публицистики (лекции и практические занятия).

Защита материалов летней производственной практики.

Работа над дипломными сочинениями.

10 семестр — обзорные лекции по истории, теории и практике журналистики.

Завершение работы над дипломными сочинениями и их защита. Государственные экзамены (один из них по специальности)».

Все это было в распоряжении студентов, а заочникам даже рассылалось по почте или выдавалось в дни сессий. В их распоряжении была не только факультетская библиотека, пока комплектовавшаяся главным образом профессиональной литературой, но и находившаяся в нашем же здании библиотека филологического факультета, научная библиотека университета и Дома журналистов. Для них выписывали или присылали нам более 100 газет — от центральных до многотиражных, хотя, казалось бы, зачем? Они, мол, во многом похожи друг на друга, все были выдержаны в единственном направлении, но тем не менее эти газеты внимательно прочитывались студентами, использовались преподавателями на занятиях, из них извлекали опыт и по ним учились мастерству.

Совершенствовались программы, организация и содержание учебных и производственных практик. Соответственно менялся и характер их обсуждения и защит, обмен впечатлениями на вечерах «По родной стране». Теперь здесь демонстрировали не только газетные публикации, но и фотоработы, выполненные телесюжеты и радиопередачи.

С 1967 г., кроме аудиторных творческих занятий, факультет приступил к созданию творческих студий под руководством наиболее квалифицированных журналистов-практиков. Для работы в этих студиях в расписании выделялся один день в неделю. Занятия эти, как правило, проводились непосредственно в редакциях.

В 1968 г. к руководству специальными семинарами и чтению специальных курсов были привлечены новые опытные журналисты: активный и известный в те годы сотрудник «Ленинградской правды», глубоко и постоянно занимавшийся вопросами промышленности Б.А. Чертков читал «Отдел промышленности в газете»; М.С. Куртынин и А.А. Максимов — «Лицо современной газеты»; редактор газеты школьников «Ленинские искры» В.Л. Бианки — «Детская газета»; корреспондент телевидения Л.И. Алешина — «мастерство тележурналиста»; корреспондент «Известий» Б.С. Гусев — «Методы журналистской работы»; И.Ф. Масленников — «Телевидение как искусство»; телеведущая Н.Д. Лукина — «Техника и мастерство телеведущего»; широко известный радиожурналист М.Л. Фролов — «Мастерство радиорепортажа» и др. — более 10. Параллельно велись теоретические курсы, обеспечиваемые преподавателями факультета: «Мастерство экономического анализа в газетных выступлениях», «Мастерство и творческая лаборатория журналиста», «Мастерство фото- и кинорепортажа», «Психология журналистского творчества», «Основы редакционно-издательской деятельности», «Язык современной газеты», «Журналист, пресса, читатель».

Было организовано также чтение лекций специалистами различных наук, представленных крупными учеными других факультетов университета. Доктор философских и доктор экономических наук профессор В.Я. Ельмеев читал курс лекций по социальной психологии, профессор К.Д. Шафранская — по психологии личности. С проблемами своих наук знакомили профессора математических наук А.А. Никитин, физических наук — Г.Ф. Друкаев, геолого-почвенных наук — Б.П. Бархатов, экономических наук — В.А. Архипов и Б.Р. Рященко, биологических наук — член сельскохозяйственной академии профессор А.Г. Трутнев. Не все они ограничивались встречами с нашими студентами только в аудиториях, но и на своих факультетах знакомили их с лабораториями и аппаратурой, биологи и геологи — с факультетскими музеями. Трутнев организовал практические занятия на сельскохозяйственной базе биологов. Профессор Л.С. Бляхман, много лет читавший курс «Анализ деятельности промышленных предприятий», дополнительно организовал практические занятия, участвовал в рассмотрении студенческих материалов производственных практик на производственные темы. Цикл лекций по марксистско-ленинской эстетике прочитал профессор М.С. Каган и т.д.

Плановый учебный процесс дополнялся занятиями в действовавших разнообразных кружках и студиях. Так, в 1968 г. кафедрой производства и оформления газет под руководством ведущего занятия по фотоделу опытного журналиста А.Н. Пирожкова начались занятия СФА (Студенческое фотографическое агентство). Его участники на выставках демонстрировали свои работы, издавали газету «Гелиос». В 1969 г. на отделении радио и телевидения действовала СЭСТРА (Студенческая экспериментальная студия телевидения и радио). Ее участники развернули активную работу. «Наши материалы, — рассказывали студенты, — часто выходят в эфир ленинградского радио. Студенты участвуют в молодежных выпусках» (Ленингр. ун-т. 1970. 13 марта). Работал студенческий литературно-журналистский кружок (ЛИТОЖ).

Все чаще студенты газетного отделения брали на себя выпуск издававшихся на фабриках и заводах многотиражек, отделения радио — радиопередач. По направлениям обкома партии и Союза журналистов, путевкам общества «Знание» и просьбам редакций преподаватели и наиболее подготовленные и активные студенты с лекциями и анализом творчества журналистов, выступали перед работниками редакций Ленинграда и других городов страны. В 1969 г. старший преподаватель, журналист с большим стажем А.И. Прохватилов организовал годичные занятия со студентами естественных факультетов университета и сделал несколько выпусков таких слушателей. Были организованы занятия также с выпускниками и студентами других вузов, интересовавшихся журналистской практикой.

В то же время бурно развивалась работа студенческого научного общества. По-прежнему проводились студенческие научные конференции. Доклады студентов зачитывались и обсуждались на заседаниях этого общества и кафедр. Росли успехи его участников: в 1969 г. восемь членов нашего СНО были отмечены премиями, грамотами и благодарностями университета. В 1970 г. таких студентов было десять, а в 1971 — двадцать пять! В феврале 1968 г. СНО факультета (научный руководитель П.С. Карасев) явилось инициатором проведения первой межвузовской студенческой научной конференции. В ее заседаниях приняли участие студенты МГУ и Киевского университета. Но с каждым годом такие конференции были более представительными. В феврале 1970 г. в ней приняли участие студенты Уральского (5 чел.), Иркутского (2 чел.), Казанского, Ростовского и, естественно, Ленинградского университетов. В 1972 г. (декабрь) — Московского, Уральского, Белорусского, Ташкентского, Львовского, Казанского, Владивостокского и Ростовского.

Факультет гордится достижениями своих спортсменов, коллективом самодеятельности (МХЭТ — малый художественный экспериментальный театр), в котором организаторами и активными участниками были нынешний секретарь Союза журналистов страны В.Л. Богданов и ставший теперь нашим преподавателем В.П. Летуновский. МХЭТ был одним из лучших в университете — на смотре в 1973 г. ему было присуждено второе место.

В 1970 г. наши футболисты вышли в финал, а женская баскетбольная команда заняла первое место в университете. Студент О. Кондратьев являлся членом сборных команд университета по футболу и волейболу, В. Кагазешев — по футболу и хоккею, Л. Павлючик — по футболу, волейболу и баскетболу. Ряд наших студентов принимал участие во всесоюзных и европейских чемпионатах. Футбольная команда, составленная из студентов и преподавателей факультета, проводила матчи с футболистами-журналистами города. Несмотря на то, что мы потеряли такую силу, как Б. Спасский, поднявшийся на самую вершину шахматного Олимпа, наши шахматисты, возглавляемые Х.С. Булацевым, показывали неплохие результаты.

В те годы наши студенты, как и тысячи других, выезжали на работы в строительных отрядах, а осенью — на уборку урожая в колхозы и совхозы области. И здесь они также отличились. Участники таких отрядов выпускали стенные газеты, «Боевые листки», писали в местные газеты. Летом 1967 г., когда на целинных землях в Казахстане трудился 38-ми тысячный студенческий строительный отряд, освоивший 76,4 млн. рублей капитальных вложений, издавалась газета этого отряда «Ленинская смена». В ее редакции были наши аспиранты Ю. Девяткин (редактор), Г. Сысоев (заместитель) и студенты, заведовавшие отделами — В. Емельянов, Е. Синявер, А. Корчагин. Газета выходила 16-ти тыс. тиражом и пользовалась успехом среди читателей, несомненно немало помогала им в труде и отдыхе. Студенты являлись также участниками и руководителями газет в других районах страны. Среди них издававшиеся в конце 60-х — начале 70-х годов газеты ««Смена» на студенческой стройке» (Ленингр. область), «Алтай студенческий», «Молодежь Севера» (Коми) и др. Их школу вместе со многими студентами прошли наши нынешние преподаватели С.Г. Корконосенко и В.Г. Ковтун.

Сами студенты заботились об улучшении своего быта, организации порядка и хорошего отдыха в общежитиях. В 1971 г. общежитие студентов факультета журналистики было признано по этим показателям лучшим в университете и вторым в городе.

Но главным, безусловно, была учеба. Можно сказать, что это было время культа приобретения знаний. К этому стремились студенты, этому были подчинены все усилия преподавателей. Факультет неизменно оставался среди лучших по всем показателям и, прежде всего, по итогам сессий. Не раз занимал первые и вторые места в университете. Выпускница 1971 г., являвшаяся потом активным корреспондентом «Смены», писала: «Сейчас с удовольствием вспоминаю путешествие по Волге. Группу, в которой я училась, наградили этим увлекательным путешествием, как одну из лучших в университете — она была лучшей среди групп гуманитарных факультетов (Молодой ж-т. 1975. 28 мая). И подобной формой поощрения была удостоена не одна группа.

В студентах воспитывалось чувство высокой ответственности за свою работу, за профессию журналиста. «Правил сегодня письмо о непорядках в шахте. Правил с неохотой, потому, что эта работа ни денег, ни выполнения программы не дает, — писал в своем дневнике Головинский, — и вдруг подумал, что ведь это же письмо написал болеющий за дело человек; вот сейчас он, неведомый мне тов. З., полез в шахту или отдыхает, сел покурить и надеется, что товарищи из редакции, куда он послал письмо, помогут, может быть, именно сейчас творятся те безобразия, о которых пишет автор, — а над письмом сидит чиновник, знает, что оно не дает выгоды, и чиновник этот — я. Стало вдруг очень стыдно. Я взялся и, кажется хорошо сделав это письмо, снес его на машинку» (Лесная песня. С. 117).

Значительное место в учебном плане занимало изучение иностранных языков. При этом такие занятия дополнялись и практическим владением этими языками по специальной кафедре, с которой факультет работал в тесном контакте. Для желающих создавались особые группы, в которых студенты изучали второй иностранный язык. Вместе с тем сами студенты и преподаватели всячески помогали слабо подготовленным в этом отношении. Кафедры иностранных языков им уделяли дополнительное внимание. В одной из групп, например, наиболее отстающим был студент У. Кафедра французского языка для него выделила специального преподавателя, чьей помощью он, к сожалению, даже не воспользовался. Результат: его не допустили к экзаменационной сессии (См.: Ленингр. ун-т. 1962. 9 янв.).

Важную роль в качественной подготовке студентов по иностранным языкам играли наши лингафонные кабинеты. И не только иностранных — их использовали преподаватели кафедры стилистики и редактирования при прохождении курсов фонетики и техники речи, кафедры радио и телевидения — дикторского мастерства.

Серьезно готовясь к будущей работе, наиболее энергичные и трудолюбивые студенты не ограничивались лишь занятиями на своем факультете и слушали лекции по одному или ряду предметов на философском, экономическом, юридическом и других факультетах университета — в зависимости от собственных склонностей и целей. Одна из студенток серьезно работала с математиками, другая параллельно овладевала на восточном факультете японским языком и после как подготовленный японист поступила в аспирантуру факультета журналистики МГУ, где изучала японскую печать.

В те времена посещение занятий считалось обязательным, но многим студентам давали возможность работать по «свободному расписанию», при котором разрешалось посещать не все лекции (практические занятия оставались обязательными). Некоторым разрешалось работать по индивидуальному плану. Это позволяло студентам не только получать дополнительные знания на других факультетах, но и при желании заканчивать университет досрочно. Так, например, из нашего потока пятилетнюю программу отделения Л. Гальперин, Н. Емельянов и я форсировали за четыре года и получили дипломы на год раньше поступавших вместе с нами.

Университетские занятия многие студенты дополняли и расширяли в различных лекториях и, как было сказано, посещая кино, театры, филармонию и т.д.

17 октября 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru