ЖУРНАЛИСТИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Учебный курс «Журналистика как социокультурный феномен» включен в программу подготовки магистров факультета журналистики ВШЖиМК СПбГУ «Журналистика и культура общества» в качестве основного курса специализации.

Цель курса – раскрыть закономерности функционирования журналистики как социокультурного феномена и сформировать у студентов самостоятельные навыки анализа журналистики как социального института и инструмента формирования ценностей.

Содержание дисциплины:

Журналистика как социокультурный институт. Понятие института, статуса и роли в гуманитарных науках. Социокультурный статус журналистики. Журналистика как форма самопознания общества. Журналистика как форма бытия национальных культур. Взаимосвязь журналистики и СМИ с элементами культуры. Взаимосвязь журналистики и СМИ с социальной структурой. Социокультурная эволюция журналистики. Культурные традиции и новации в журналистике. Урбанизация и массовая культура как факторы развития коммуникации и журналистики. Понятие медиаполиса. Социокультурные основания журналистской деятельности в условиях доминирования массовой культуры. Социальные параметры культурного развития аудиторий СМИ.

Журналистика как институт формирования ценностей. Ценность как мировоззренческая константа. Ценности в системе социокультурных взаимодействий. Принцип «отнесения к ценностям». Ценности, ценностные ориентации в социальных группах. Национальная история и культура как ценности. Роль журналистики в национальной интеграции и консолидации и в формировании национального характера. Аксиология журналистики как направление анализа массмедиа. Определение, объект и предмет аксиологии журналистики. Ценностный анализ как метод изучения журналистики. Журналистский дискурс как ценностная категория и субъект формирования ценностей. Ценностно-образующая функция СМИ. Ценности в профессиональной деятельности журналиста и их взаимосвязь с видами профессиональной культуры: информационной, правовой, политической, социальной, психологической. Ценности и антиценности в журналистике. Журналистика в формировании общественных идеалов и образов будущего. Эстетические и этические ценности в журналистике.

Социокультурные основания исследования личности в медиапространстве. Интерпретации категории «антропология» в научной традиции. Антропология в системе социальных наук. Культурная антропология. Социальная антропология. Концепция аккультурации о роли журналистики в культурных трансляциях и межкультурных коммуникациях. Концепция кросс-культурных исследований об особенностях развития и функционирования журналистики в различных культурах. Мифологическая концепция о роли социальных мифов и символов в журналистике. Антропология как учение о природе (сущности) человека. Философская антропология как особое направление в философии и как философский метод. Влияние антропологизма на общественные науки: концепции символического интеракционизма, феноменологии, этнометодологии, экзистенциализма. Исследование проблемы человека в различные исторические эпохи.

Применение антропологического метода в теории журналистики и в теориях массовой коммуникации. Антропологические основания существования: системные, антропоцентричные, внесистемные. Тенденции развития оснований существования. Экоантропоцентрическая модель коммуникации. Коммуникационная свобода. «Коммуникативная личность», «медийная личность», «человек журналистики» как антропологические типы.

Определение, объект и предмет антропологии журналистики. Журналистика как антропологическое явление. Автор, герой и адресат журналистского произведения и типы взаимоотношений между ними. Ролевой анализ журналистики. Типология сетевого поведения. Идентификационная модель: социальные статусы и виртуальные роли.

13 мая 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация