Панельная дискуссия «Иллюстрация и текст: историко-журналистский аспект» прошла в рамках Форума «Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения»

Панельная дискуссия «Иллюстрация и текст: историко-журналистский аспект» прошла в рамках Форума «Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения»

24 апреля 2015 г. в рамках Форума «Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения» состоялась панельная дискуссия «Иллюстрация и текст: историко-журналистский аспект», объединившая более 20 исследователей из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Перми, Воронежа, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Ярославля.

Секция была тематически разделена на четыре блока, каждый из которых раскрывал определенный аспект исследования в области исторической иллюстрации: терминологические вопросы, иллюстрирование прессы XIX-XX веков; карикатура в печати; визуальность в современных СМИ.

В обращении к участникам дискуссии соведущая Е.С. Сонина (СПбГУ) обратила внимание собравшихся на территориальную широту проведения конференций и выходов исследований по проблемам изучения визуальной культуры России и, тем не менее, существование огромного ряда белых пятен в вопросах книжной, журнальной и газетной иллюстрации. Участники дискуссии познакомились с только что прошедшим презентацию сборником научных работ Государственного музея истории Санкт-Петербурга «Газетная и журнальная иллюстрация» (СПб., 2014) и почтили память крупного историка фотографии Владимира Анатольевича Никитина.

Заседание открыл доклад Екатерины Ушаковой (СПбГУ), посвященный происхождению слова «карикатура». Слушателям были показаны образцы современной политической карикатуры на лидеров западных стран.

Ирина Прохорова, доцент факультета журналистики МГУ, рассмотрела «Утреннюю зарю», богато иллюстрированный гравюрами альманах первой половины XIX века, с точки зрения соотношения вербального и невербального: наряду с принципами «официальной народности», визуальный материал альманаха транслировал идею «империи с женским лицом» благодаря обилию портретов красавиц на страницах.

Главный библиограф отдела газет РНБ Мария Луковская представила тенденции развития и обзор приемов размещения на страницах петербургских ежедневных газет XIX века иллюстративного материала – в частности, в виде литературных прибавлений, листовых иллюстраций и рисунков в тексте.

Доклад доцента факультета журналистики СПбГУ, соведущей секции Ольги Кругликовой был посвящен судьбе иллюстрированного еженедельника «Радуга», издаваемого Н.П. Гиляровым-Платоновым, общественным деятелем консервативного направления середины XIX века. По замыслу издателя, иллюстрации выступали «ширмой», которая должна была привлечь внимание читателя к просветительско-политическому контенту.

Ведущий научный сотрудник Института истории РАН Ирина Рыбаченок выступила с докладом о визуальных приемах на странице газеты «Новое время», которые формировали у отечественного читателя представление о событиях на фронтах англо-бурской войны 1899-1902 гг. В ходе доклада были проодемонстрированы карикатуры на британскую цензуру и британское правительство.

Научный сотрудник Музея печати Андрей Дьяченко рассказал о влиянии английского художника Уолтера Крейна на русскую газетно-журнальную графику второй половины XIX века. Будучи большим поклонником творчества Ботичелли и Дюрера, художник часто использовал технику и сюжеты великих мастеров в своих работах, которые были популярны в нашей стране. По словам докладчика, в России эстетика работ графика привлекала внимание не только его современников: техника Крейна была заимствована при создании плакатов, посвященных советской кукурузной кампании.

Аспирант кафедры истории журналистики СПбГУ Наталия Мельник представила исследование, посвященное иллюстрированному художественному журналу «Мир искусства», в издании которого принимали участие известные художники – М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, Л.Н. Бакст, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, а редактировал С.П. Дягилев. Журнал открыл новую эру в истории книжного искусства, став классическим произведением модернистского стиля.

Доцент филологического университета ННГУ Елена Гордеева продолжила тему стиля модерн, рассмотрев книжную рекламу рубежа XIX-XX вв. По мнению исследователя, дизайн решения рекламы данного периода характеризуются плакатным и книжным стилем, причем сама реклама во многом формирует внешний облик издания.

Сотрудник Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ольга Ансберг продемонстрировала проект Центра петербурговедения публичной библиотеки им В.В. Маяковского – базу данных «Петербург в иллюстрациях». По инициативе автора, в базу данных планируется поместить репортажные рисунки газеты «Петербургский листок». Сама база данных размещена на портале «Мир Петербурга».

Профессор СПбГУ Геннадий Жирков перенес слушателей в ХХ век: его доклад был посвящен технологиям создания культа героя и антигероя в журналистике и иллюстрации Первой мировой войны. В эту эпоху широко выпускалась полиграфическая продукция с портретами героев войны (обертки для конфет, открытки и даже обои). Наряду с этим образы врага находили отражение в карикатуре на страницах газет и на агитационных плакатах.

Доцент Самарского государственного экономического университета и соведущая секции Юлия Жердева продолжила тему Первой мировой войны. В ее докладе рассматривались медийные истории трёх российских памятников русским воинам, погибших в русско-турецких войнах, на страницах иллюстрированной прессы в годы Первой мировой. Информационный резонанс от разрушения этих памятников зависел не только от степени информированности русской прессы, но и от политического статуса памятника: некоторые из них были преданы забвению, другие вспоминались лишь в контексте успехов русской армии, а образы тех, которые олицетворяли политические интересы России, активно тиражировались.

Профессор Ярославского педагогического университета Татьяна Юрьева рассмотрела систему использования произведений искусства на страницах советского журнала «Работница». За время выхода журнала на его страницах прослеживается эволюция образа женщины – от революционерки-коммунистки в 1920-е до представительницы какой-либо профессии либо жены и матери в 1960-е гг.

Ольга Назаркина, корреспондент ИА «Балтинфо», открыла третий блок секции, посвященный карикатуре, рассказом о насущных вопросах, не теряющих актуальности и сегодня: как обыгрывались в карикатурах петербургских сатирических журналов 1860-х гг. «Оса» и «Заноза» проблемы жилищно-коммунальной сферы.

Профессор МГУ Андрей Голиков обратился к концептуальной модели карикатуры. Исследователь выделяет две ее составляющие – вербальную (текст) и визуальную (рисунок). Причем текст может не только дополнять рисунок или пояснять его, но и может создавать семантический контраст или резонировать с рисунком, совпадая по смыслу. Во всех четырех случаях оба компонента выступают в неразрывном единстве.

Студентка Института истории СПбГУ Елизавета Арзамасцева проанализировала карикатуры, опубликованные в финоязычных журналах с 1905 по 1908 гг. Несмотря на то, что эти журналы были выразителями различных политических идей и нередко высмеивали печатные издания конкурентов, в их отношении к российской власти прослеживается определённое сходство: Россия – это источник опасности и страха для Финляндии.

Доклад Татьяны Масальцевой, старшего преподавателя Пермского государственного научного исследовательского университета, был посвящен карикатуре в региональной общественно-политической прессе 1990-х годов. Основываясь на анализе иллюстраций пермской газеты «Местное время», автор говорит о карикатуре как о мощном инструменте формирования общественного мнения в области политики.

Доцент Уральского педагогического университета Мария Ворошилова в выступлении «Свастика – орудие пропаганды или инструмент художника» предприняла попытку очертить границу допустимого использования свастики в иллюстрации.

Заключительным стал доклад соведущей секции, доцента СПбГУ Елены Сониной «Русский толстый журнал в карикатуре XIX века». Автор провел исследование 56 карикатур по выбранной теме, обнаруженных в иллюстрированных журналах и книгах 1847-1894 гг. Анализ карикатур был проведен в соответствии с двумя группами критериев, обозначенных как «внешние» – т.е. касающиеся взаимодействия с аудиторией, и «внутренние» – касающиеся организации работы.

По итогам более чем пятичасовой работы секции был выдвинут ряд предложений и рекомендаций по активному развитию научного сообщества исследователей исторической иллюстрации и интенсификации обмена знаниями. Гости конференции – Г.В. Холодных (Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова) и А.В. Зайцева (Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова) – предложили создать единую площадку по постоянному исследованию вопросов иллюстрирования не только периодических изданий, но и книг. Е.Г. Власова, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ (Пермь), обратилась с просьбой выложить сборник презентаций докладов дискуссии на сайте СПбГУ, ведь эта «уникальная база данных поможет сделать занятия по истории журналистики живыми, яркими и наглядными. Только так и надо рассказывать об истории журналистики нынешним студентам-визуалам». Ю.А. Жердева (Самара) выдвинула идею о проведении постоянного веб-семинара, где бы обсуждались методические вопросы исследования иллюстративного материала. И.Е. Прохорова (МГУ) составила текст обращения участников дискуссии, с которым согласились как докладчики, так и многочисленные слушатели. Приводим текст обращения полностью: «Участники панельной дискуссии “Иллюстрация и текст: историко-журналистский аспект” считают необходимым усилить изучение вопросов журнальной, газетной, книжной иллюстрации в связи с проблемами междисциплинарных исследований соотношения вербального и невербального текстов в изданиях разных типов. Результаты этих исследований предлагается систематически представлять на соответствующих дискуссиях в рамках конференций на факультетах журналистики МГУ и СПбГУ, а также выпускать специальные сборники по данной тематике».

Фотографии с мероприятия

Презентации докладчиков

27 апреля 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль