О8: вокруг нас. Переосмысление культурного облика Перми в современной региональной прессе

Кристина Постникова, магистрант СПбГУ

Аннотация: Пермь – один из городов-миллионников на карте России, культурный облик которого за последние годы претерпел трансформации, вызванные, прежде всего, изменениями векторов политики и управления городом и регионом в целом. В статье рассмотрена проблема отражения и переосмысления культурного облика города, выявлены основные тенденции: дальнейшее его существование, развитие и осмысление в условиях свертывания прежней культурной политики.

В сентябре теперь уже такого далекого 2009 –го Пермь заявила о себе как о культурной столице в проекте, инициированном региональной администрацией во главе с тогдашним губернатором края О. А. Чиркуновым (5). В апреле 2012-го власть на уровне субъекта поменялась, вследствие чего постепенно началось свертывание прежней культурной политики. Если ранее руководство края четко представляло, что делать с культурой, осуществляя ту самую культурную политику, то сейчас единое направление развития отсутствует.

Что же сегодня происходит с Пермью, которая пару лет назад перестала быть «культурной столицей Европы»? Хотя действительно ли перестала? Каким образом культурный облик города, меняясь вслед за трансформацией политической и управленческой систем, находит свое отражение в пермской прессе?

Обратимся для начала к вопросу понимания региональной властью культуры и культурной политики в Перми и отражению их в прессе, а также отношению общества к данным инициативам.

Итак, что есть культура по мнению авторов «Пермского культурного проекта»? «В современной России культура – это три сферы: культура как проводник официальной государственной идеологии; культура как сохранение наследия; культура как продукция массового потребления. Каждая из этих сфер по-своему противоречива, но их общей проблемой является отношение к человеку как к потребителю готового продукта. Сегодня мы формируем основы иной культуры и иной культурной политики, направленной не на создание готовых продуктов и услуг, а на запуск процессов, актуализирующих культурные ресурсы самих территорий – как способ поиска человеческой идентичности и формирования своего особого образа и стиля жизни на территории» (5, с. 13). Из этой дефиниции можно сделать вывод о попытке некой концептуализации культуры, создания символов культурного пространства.

При этом подход к формированию культурного облика был основательным: власть предполагала путем выработки эффективной политики в сфере культуры решить основные проблемы региона, в т. ч., например, отрицательную миграцию: «Мы планируем переориентировать людей на приезд, а не на отъезд. Создать стимулирующую среду с высоким уровнем творческой конкуренции. Создать возможности для получения высококачественного образования и преподавания в рамках инновационных образовательных программ. Повышать качество человеческого капитала и потенциала» (5, с. 26). То есть формирование культурного облика было нацелено на решение определенной задачи, достижение конкретных целей, связанных с социально-экономическим развитием края. Таким образом, в данном случае можно говорить о создании бренда. И здесь мы сталкиваемся с пониманием и разграничением дефиниций «бренд» и «культурный облик».

Если бренд – это то, что сознательно, искусственно формируется сверху (при этом, разумеется, с опорой на существующие устоявшиеся концепты), то культурный облик создается естественно, скорее даже возникает, как бы исподволь, хоть и принимает в себя черты бренда в процессе формирования последнего. Бренд – имеющий определенную цель своего создания – инкорпорируется (постепенно, по мере его принятия городом, жителями, самим культурным пространством) в понимание культурного облика, достаточно обтекаемого и отчасти неуловимого по природе своей.

При этом бренд работает как на внутреннюю (регион), так и на внешнюю среду (государство в целом). Однако именно во внутреннем пространстве он может вызывать неоднозначную реакцию и оценку общества в целом и отдельных его сегментов и представителей в частности, что и произошло в Перми, где новшества в культуре не встретили поддержки широких слоев населения: «Импровизации местной власти в сфере культурной политики раскололи общество, чему было много причин, в том числе и потому, что новая модель пермской идентичности не сопрягалась с уже существующими мифами “пермистики”» (8, с. 153).

Однако надо отметить: даже то, что ныне пермяки воспринимают как свои, исконные культурные символы и коды, изначально таковым не являлось. Исследователи подчеркивают: «Многое из того, что сегодня сторонниками “пермской аутентичности” воспринимается как извечное, издревле этой территории присущее, есть результат активной деятельности в последние тридцать лет небольшой группы интеллектуалов, представителей творческих профессий, науки и СМИ, сумевших донести свои идеи до власти и общества… Так имя С. П. Дягилева – важнейшего компонента “пермистики” – стало ассоциироваться с Пермью только в конце 1980-х гг., после этапной выставки в Пермской художественной галерее, посвященной великому импресарио. Мифология “Пермь – родина писателя Пастернака” еще моложе, она утверждается в 2000-е» (8, с. 153). Таким образом, существующие символы, что примечательно, преимущественно направленные в прошлое, укоренились на пермской земле, в то время как современным и устремленным в будущее концептам, предлагаемым региональными политическими акторами, это удалось далеко не в полной мере. Это отмечают и пермские исследователи: «…ориентирами для пермской политики идентичности до старта “культурного проекта” были события, образы прошлого (далекого или не очень), но никак не актуальной современности или будущего. Эта особенность представлений пермяков о самих себе и своей территории является одной из содержательных предпосылок негативной реакции на новую культурную политику. Для фундаменталистской культурной установки возврат к истокам, восстановление традиции является базовой характеристикой…» (8, с. 156).

Таким образом складывалась ситуация в процессе становления нового культурного облика города. На данный момент по-прежнему ведутся дискуссии по вопросу целесообразности и эффективности проводившейся политики: «Рационализированный критический дискурс складывается вокруг “импорта культуры”. Имеется в виду активная деятельность московских культуртрегеров в Перми, их значительная роль в осуществлении культурной политики. Данная ситуация характерна для периода осуществления “Пермского культурного проекта”, фактически завершенного в 2012 году. Однако инерция обозначенной культурной политики осуществляется и по его завершении. По сей день остается актуальным противостояние местных “западников” и “почвенников”, двух групп, одна из которых отстаивает приоритет внешних инноваций в культуре Прикамья, а другая защищает его исконную сущность» (2, с. 163).

При этом формирование как культурного облика в частности, так и символики территории в целом – процесс двухсторонний. «По всей видимости, в пространстве современного города можно выделить два уровня мифотворчества: мифотворчество сверху и мифотворчество снизу. Мифотворчество сверху носит искусственный, сконструированный характер и является составной частью идеологии. Мифотворчество снизу – это спонтанная, непредзаданная мифологизация образов, отношений, событий, которая продолжает бытовать и в массовой культуре, и в жанрах устного народного творчества» (1). Вслед за автором, выделяющим два уровня городского мифотворчества, так же можно выделить и два уровня в формировании культурного облика: сверху и снизу. При этом связывают эти уровни печатные средства массовой информации, которые либо ретранслируют один из них, либо объединяют их. Именно СМИ репрезентуют на своих страницах культурный облик города и отношение различных слоев общества к новым идеям его трансформации.

Будучи широким и всеохватывающим понятием, культурный облик находит свое отражение в каждой сфере нашей жизни. То, каким его репрезентуют СМИ, зависит от характеристик конкретного издания, в частности, таких как уровень (федеральная/региональная/местная пресса), целевая аудитория, направленность (например, деловое издание будет это делать с другой точки зрения, нежели развлекательное). Общероссийские издания транслируют культурный облик вовне, в то время как региональные и местные – внутри региона / города. Кроме того, культурный облик, формируемый условно «официальным» изданием – например, газетой, публикующей нормативные правовые акты, отражающей позицию власти, – будет отличаться от того, что представляет пресса, свободная от аффилированности власти.

Итак, рассмотрим, каким видится культурный облик города пермской прессе в постпериод «Пермского культурного проекта», и каким, соответственно, она транслирует его своим читателям.

Для начала обратимся к «Российской газете – Неделя: Пермский край» (региональное издание общенациональной общественно-политической «Российской газеты»). Нужно отметить, что далеко не все ее публикации посвящены Перми: сказывается уровень газеты. При этом материалы непосредственно о культуре города представлены в малом количестве. Однако культурный облик находит свое отражение не только в текстах о культуре. Например, в статье «Квадрат качества. Краевые власти задумались о комплексной застройке Перми по примеру Екатеринбурга» (3) можно проследить следующие смыслы: попытка позитивного заимствования отдельных тенденций у Екатеринбурга, а не только оспаривание звания столицы Урала, в целом нацеленность на взаимодействие с соседними регионами, которые во время реализации «Пермского культурного проекта» считались прежде всего конкурентами. Даже в этом есть культура, т. к. культурный облик – это не только духовное, ментальное, но и материальное. Вопрос застройки Перми – вопрос архитектурного облика города, его усовершенствования, что, несомненно, также выражает культурный облик территории.

В содержании материалов можно выделить различные символы Перми: как новые, сформировавшиеся именно в качестве таковых в последние годы (например, «Пермский академический Театр-Театр», театр «Сцена-Молот»), так и те, что уже давно ассоциируются с городом (в частности, Пермская Государственная художественная галерея). При этом наблюдаем коннотацию либо в целом положительную (посыл – «Смотрите: это хорошо»), либо нейтрально-официальную («Смотрите: это происходит»).

Нужно отметить спокойный стиль повествования, практически отсутствие побудительных предложений с использованием восклицательных знаков; серьезность в плане подачи материала, стремление к просветительству, глубокие тексты. При этом нет претензии на сенсацию, громких необоснованных заявлений. Возможно, это объяснимо, с одной стороны, уровнем федерального качественного издания, а с другой, неактуальностью бурных дискуссий в данном вопросе в силу того, что на данном этапе пермская культурная революция всё же закончилась.

Газета «Звезда» (краевая общественно-политическая газета, издается с 1917 г.) – старейшее издание Перми из действующих сегодня. В публикациях, связанных с культурным обликом, наблюдается больше обращенности к истории, но при этом новаторство также прослеживается. В материалах представлены и растиражированные, и не настолько известные символы города. Если «Российская газета – Неделя: Пермский край» пишет о том, что ассоциируется с Пермью вовне, в стране в целом, то здесь достаточное внимание уделяется местным особенностях, которые, возможно, будут не так интересны и понятны жителям других регионов, что обусловлено разным уровнем изданий и их целевой аудиторией.

В плане содержания материалов можно отметить, что в газете находят отражение события, которые происходят одновременно и в Перми, и в других городах РФ, таким образом, возникает некое встраивание города в общероссийский контекст. В тематике публикаций присутствует больше общественной значимости, обращения к социальным вопросам, которые также пересекаются с составляющими культурного облика. Нужно отметить, с одной стороны, положительное отношение к происходящим событиям, некий патриотизм, гордость за свой город, а с другой, объективное отражение не только плюсов, но и минусов, стремление осветить ситуацию с разных позиций.

В городе существует крайне небольшое количество специализированных изданий по культуре, но при этом есть множество деловых изданий, анализ публикаций которых позволяет понять, какой культурный облик города транслируется в деловую сферу. Рассмотрим этот вопрос на примере «Business Class» (пермская деловая газета).

В своем содержании издание пересекается с другими, например, со «Звездой». Но «Business Class» акцентирует внимание на освещении событий с разных сторон, указывает и на негативные, и на положительные изменения (7).

Так же, как и в рассмотренных ранее газетах, в этом издании культурный облик отражается и в материалах других разделов. Например, новость о том, что состоялось первое заседание Общественного совета музея «Пермь-36» (6) относится к рубрике «Общество», однако, эта информация имеет непосредственное отношение и к культурной жизни: Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36», а также международный гражданский форум «Пилорама», что проходил в течение нескольких лет на базе музея – одни из символов Перми и всего края.

Культура тесно взаимосвязана с другими сферами человеческой жизни, влияя на них и, в свою очередь, испытывая их влияние на себе. Отдельно следует отметить политику и властные отношения: в соответствующих разделах также представлены статьи, связанные с тематикой культуры. Например, материалы о переезде картинной галереи: они отнесены к этим рубрикам, т.к. повествуют о договоре с региональными органами власти и экономико-управленческих сторонах вопроса переноса галереи в другое здание. «Российская газета – Неделя: Пермский край» также обращалась к теме картинной галереи, которая, как уже упоминалось ранее, по праву считается давно сформировавшимся (в том числе в сознании горожан) символом города.

Итак, можно отметить стремление газеты «Business Class» к объективности (отражение как положительных, так и отрицательных сторон либо контекста описываемого явления), обстоятельность в изложении, склонность к аналитике и осмыслению происходящего, историчность. Последние из выявленных тенденций, например, можно наблюдать в материале «Новости пермской утопии»: «Business Class продолжает специальный проект “Пермский край. Летопись 10-летия”…Он приурочен к юбилею газеты. В рамках проекта мы ставим цель проанализировать этот период в истории Прикамья, показать главных действующих лиц, найти героев и антигероев 10-летия. Сегодняшняя статья – эксперимент. Мы решили спрогнозировать ленту новостей, если бы задуманные 10 лет назад грандиозные проекты остались не только на бумаге и в выступлениях чиновников» (4).

Итак, рассмотрев нескольких пермских печатных СМИ, можно сделать следующие выводы: наличие материалов о символике края (ментальной и материальной, ставшей уже классической и появившейся в течение последнего десятилетия); вписывание пермских событий, символов и пр. в общероссийский контекст, связь с другими городами, регионами РФ; выявление положительных сторон рассматриваемых явлений, событий либо объективная их оценка с учетом отрицательных характеристик. Этот материал включается в общее русло анализа продолжения культурной политики (при фактическом завершении «Пермского культурного проекта»), ее сегодняшнего состояния. При этом констатация и аналитика фактов достаточно взвешенная, недискуссионная. В целом такой же и культурный облик Перми: выдержанный, спокойный, в котором новаторство, ставшее уже привычным, органично переплетается с традиционностью, по-прежнему любимой и поддерживаемой.

Пермь сейчас осмысливает себя, подводит итоги прошедших изменений. При этом хочется верить, что пермская культурная политика канула не в Лету, а всего лишь в изрядно обмелевшую речку Стикс, что течет в одном из городских районов, и возродится, приняв во внимание имевшиеся недостатки.

Примечания

1. Головнева Е. Формы дискурсивной репрезентации городской идентичности // От мегаполиса к гетерополису. 2014. №2 // URL: socofpower.rane.ru (дата обращения: 02.11.14).

2. Дюкин С. Г. Мрачный и неудобный город (оценка пермских реалий в блогах) // Пермь как стиль. Презентации пермской городской идентичности / под ред. О. В. Лысенко, Е. Г. Трегубовой. Пермь, ПГГПУ, 2013. С. 162 – 175 // URL: journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/12/Perm_kak_stil.pdf (дата обращения: 03.11.14).

3. Квадрат качества. Краевые власти задумались о комплексной застройке Перми по примеру Екатеринбурга // Российская газета – Неделя: Пермский край. 2013. 17 октября. № 6210 // URL: www.rg.ru/2013/10/17/reg-pfo/perm-zastroika.html (дата обращения: 3.11.14).

4. Новости пермской утопии // Business Class. 2014. 13 октября. № 38 (501) // URL: www.business-class.su/article.php (дата обращения: 3.11.14).

5. Пермский культурный проект. Концепция культурной политики Пермского края // URL: www.kulturaperm.ru (дата обращения: 03.11.14).

6. Состоялось первое заседание Общественного совета музея «Пермь-36» // Business Class // URL: www.business-class.su/news.php (дата обращения: 3.11.14).

7. Театр на каникулах // Business Class. 2014. 27 октября. № 40 (503) // URL:http://www.business-class.su/article.php?id=24423 (дата обращения: 3.11.14).

8. Янковская Г. А. Локальный фундаментализм как стиль дебатов о культуре // Пермь как стиль. Презентации пермской городской идентичности / под ред. О.В. Лысенко, Е.Г. Трегубовой. Пермь, ПГГПУ, 2013. С. 151 – 162 // URL: journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/12/Perm_kak_stil.pdf (дата обращения: 03.11.14).

22 ноября 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация