О8: вокруг нас. Социальная повседневность в отражении российских СМИ

Оксана Соловьёва, магистрант СПбГУ

Аннотация. В статье рассматривается понятие социальной повседневности. Выделяются принципы, по которым можно классифицировать повседневность. Даётся общая характеристика отражения в российских СМИ социальной повседневности.

Проблема повседневности интересовала многих учёных из разных областей знания: социологии, истории, культурологии, философии. Большой вклад в изучение вопроса обыденной жизни на Западе внесли Ф. Бродель, Б. Вальденфельс, Э. Гуссерль, А. Шюц, З. Фрейд, Н. Элиас. Российские исследователи также не оставили эту тему без внимания, ей посвящены работы М.М. Крома, И.Т. Касавина и С.П. Щавелева, Н.Б. Лебиной, Н.Л. Пушкарёвой, П.П. Гайденко.

В различных исследованиях синонимами «повседневности» выступают «обыденность», «рутина», «среда обитания», «быт», «будни», «образ жизни». Единого определения явления до сих пор нет. Трудности формулирования обусловлены привычностью каждодневных практик и широтой изучаемого феномена. Кроме того, ещё одна сложность возникает из-за исследовательской субъективности, поскольку каждый человек заключён в рамки повседневности. Таким образом, исследователь и исследуемый феномен тесно связаны.

В попытке сформулировать наиболее точное определение учёные предлагали противопоставлять «повседневное» «не-повседневному» (1). Такая антитеза позволяет обозначить границы исследуемого явления, однако и у этого принципа есть погрешность: нельзя утверждать, что всё, что не относится к «не-повседневному» можно считать «повседневным». Кроме того, порой то, что является «не-повседневным», чем-то из ряда вон выходящим для одного человека или для целой страны, вполне привычно для кого-то и, соответственно, вписывается в обыденную жизнь населения другого государства.

Доктор исторических наук, профессор Л.Н. Пушкарёва подчёркивает: «Ключевым в определении «повседневного» является как раз регулярно повторяемое» (2).

Философ-феноменолог Вальденфельс пишет, продолжая свою идею вычленения «повседневного» с помощью «не-повседневного»: «Повседневность – это дифференцирующее понятие, которое отделяет одно явление от другого. Границы и значения выделенных сфер изменяются в зависимости от места, времени, среды и культуры. Так, например, европейские национальные культуры прямо несопоставимы с американским смешением этих культур» (3).

Философ-эстетик В.В. Бычков в словаре «Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура XX века» также обращается к категории повседневности, описывая отражение обыденной жизни в искусстве. Он предлагает следующее определение: «Повседневность – характеристика обыденной рутинной части (большей по времени) жизни человека, которая в силу своей тривиальности, примитивной утилитарности, серой внесобытийности, монотонности остаётся практически незамеченной самим человеком (и его окружением), протекает автоматически, как правило, не фиксируется сознанием» (4).

Исследователи сходятся на том, что «повседневность» имеет такие признаки, как:

регулярная повторяемость;

привычность;

длительность;

массовость, общность для многих;

присутствие в жизни каждого человека.

Можно предложить классифицировать повседневность по принципу массовости:

повседневность жителей всей планеты,

отдельной страны,

города,

населённого пункта,

университетского сообщества,

одного человека.

Выделяют разные аспекты повседневности: исторический, культурный, социальный, духовный (5).

Нас будет интересовать социальная повседневность и её отражение в материалах средств массовой информации. Но для начала разберёмся, что же такое социальная повседневность.

«Социальный» значит «общественный». Под определением «социальная повседневность» мы подразумеваем характерные для какого-либо общества регулярно повторяемые практики, действия, проблемы, события, которые присутствуют или могут присутствовать в жизни каждого члена этого общества. Иными словами: социальная повседневность – это будни, обыденная жизнь социума.

Общественные проблемы находят своё отражение в материалах социальной журналистики. Профессор М.А. Бережная пишет, что «показ “обыкновенного человека”, вовлечённого в общественную жизнь, становится важнейшим направлением гуманизации журналистики» (6).

Социальная журналистика ставит своей целью, прежде всего, помощь людям. В материалах поднимается широкий круг тем: демография, безопасность, здравоохранение, безработица, проблемы социально уязвимых групп, благотворительность…

Качественный журналистский текст не только описывает проблему, но и предлагает пути решения, подталкивает людей изменить своё отношение, призывает оказать помощь, если это возможно. Сложность создания текста заключается в выборе характера подачи информации: как привлечь внимание людей к ситуации, заставить задуматься?

Журналисты стремятся подобрать непривычные формы для обыденных тем.

Например, интернет-издание «The Village» привлекло внимание своих читателей к теме бездомных животных статьёй «Можете ли вы отличить породистую собаку от дворняги?» (7). Материал выполнен в форме теста. Читателям предлагают просмотреть 15 фотографий и выбрать, кто на них изображён: дворняга или породистый пёс. После каждого действия появляется окно с комментарием: сообщается, правилен ли был ваш выбор, и даются сведения о собаке. Увлекательная подача позволяет долгое время держать внимание читателя, тем самым повышается шанс, что кто-то из аудитории захочет забрать из приюта домашнее животное. Эта статья утверждает представление, что между породистыми собаками и дворнягами нет различий.

Важным свойством социального материала является интерактивность. Без взаимодействия с аудиторией выполнение гуманистической функции будет невозможно.

Прослеживается тенденция к персонификации. Инфоповодом выступает конкретное событие, вычлененное из повседневной жизни. Переход от частного к общему усиливает эмоциональное напряжение читателя, заставляет сопереживать героям текста.

Таким образом, повседневность понимается как ряд событий, ситуаций, цикл проблем, требующих вмешательства и изменения. СМИ выполняют сразу несколько ролей: летописцев, исследователей и преобразователей повседневности.

Примечания

1. Философия повседневности: Бернхард Вальденфельс. Повседневность как плавильный тигль рациональности. // Энциклопедия культур Deja Vu ec-dejavu.ru/d/Daily.html

2. «История повседневности» как направление исторических исследований // Перспективы – сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы www.perspektivy.info/print.php

3. Философия повседневности: Бернхард Вальденфельс. Повседневность как плавильный тигль рациональности. // Энциклопедия культур Deja Vu ec-dejavu.ru/d/Daily.html

4. Лексикон нон-классики – Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В. Бычкова. // Библиотека Fort/Da. yanko.lib.ru/books/aesthetica/buchkov-estetika-lexicon.htm

5. История повседневности: Сборник научных работ / Отв. ред. М. М. Кром. СПб., 2003; Структуры повседневности: возможное и невозможное. Ф. Бродель. М., 1986; Анализ повседневности. И.Т. Касавин, С.П. Щавелев. М., 2004; Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. Н.Б. Лебина. СПб., 2006; Русские разговоры. Культура и речевая повседневность эпохи перестройки. Н. Рис. М., 2005; Семиотика культуры повседневности. С.Т. Махлина. СПб., 2009.

6. Социология журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 2013. С. 266.

7. Можете ли вы отличить породистую собаку от дворняги? // The Village. www.the-village.ru

22 ноября 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация