Социология на обочине
Антон Кротов. Один из "теоретиков" автостопа

или Автостопщики как социальная группа: особенности стиля жизни

Аннотация: кто придумывает теорию автостопа и до какого возраста ей можно пользоваться? Что автостопщик должен всегда иметь при себе и во что он должен одеваться? Кто был основателем субкультуры автостопа в Ленинграде и как попасть в ряды свободных путешественников сейчас? На эти и многие другие вопросы в интервью автору материала отвечает автостопщик с девятилетним стажем Любовь Василевская.

Под социальной группой понимается объединение людей, имеющих общий социальный признак, основанный на их участии в определенной деятельности, объединение людей, связанных системой отношений, которые могут регулироваться как формальными, так и неформальными социальными институтами.

Кроме того, для социальной группы характерны определенные образцы поведения, нормы и ценности, предпочтения, организация времени, а иначе – стиль жизни.

Любовь Василевская рассказала нам про такую социальную группу как петербургские автостопщики. Будучи автостопщицей со стажем, она подробно описала структуру своей группы, ее идеологию, нормы и поведенческие практики.

– Чем ты занимаешься, почему решила путешествовать автостопом и где уже побывала?

– Занимаюсь всем понемножку. Работаю не настолько много, чтобы это можно было назвать родом деятельности. По образованию историк. Путешествую с лета 2004 года. Уже девять лет. О таком явлении как автостоп я всю жизнь знала. Как-то сидели мы вдвоем с подругой, было нечего делать. И вот решили куда-нибудь съездить. Взяли и поехали на следующий день в Псков. Так все и началось.

По России доезжала на север до Мурманска, на юг до Краснодарского края и Кавказа, на запад – до западных границ с Украиной и Белоруссией, на восток – до Тюмени. Объездила всю Украину и Белоруссию, также была в Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии, Польше, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Марокко, Грузии, Армении.

Люди ездят автостопом по всему миру. Российские автостопщики самые продвинутые. В нашей стране люди склонны к максимализму. Если уж ехать – так уж ехать! По-моему, нет таких стран, континентов, куда бы не заезжали наши российские автостопщики. А если такие страны и существуют, то туда не ездили из-за трудностей, связанных с визовым режимом.

– Возникали трудности во время путешествий?

– Вообще-то нет. Если подготовлен к поездке и хотя бы в самых общих чертах знаешь, что тебя ждет впереди, неприятных сюрпризов не будет. Вообще, конечно, ситуации бывают самые разные, но я стараюсь не воспринимать их как трудности. Нельзя сказать, где безопаснее – в России или за границей. В некоторых странах воровство у белого человека достаточно часто встречается, но самая главная опасность – это движущийся автомобиль. Вероятность попасть в аварию гораздо выше, чем что-либо другое.

– С какой целью обычно путешествуют автостопщики?

– Каких только целей у людей не бывает! Они могут ехать и в гости к друзьям, и на концерт, и с познавательными, а, может быть, даже и с научными целями! Некоторые едут, как говорится, куда кривая выведет. Я так не делаю, но если говорить об общности автостопщиков в целом, то бывают люди, у которых цель – дорога ради дороги. Даже бывает так, что люди выходят из дома, а им интересно, где они окажутся через неделю.

На самом деле, у меня всегда цель есть, хоть и не конкретная, но она присутствует. Например, проехать по определенным городам, что-то посмотреть. Я считаю, что нужно иметь определенную задачу. Но, тем не менее, поездка не должна быть слишком жестко расписана, должна быть открытость, так как иногда на пути возникают неожиданные варианты. Их нельзя упускать, неожиданное может быть интересным!

Нередко люди далекие от темы, полагают, что автостопом ездят исключительно от безденежья. На самом деле, тут все гораздо сложнее. «Автостопщик» – это очень объемное понятие, включающее в себя разного рода оттенки, нюансы. Действительно, существуют люди, которые ездят совсем без денег, есть халявщики, которые пытаются получить что-то от водителя или от кого-то другого. Я к таким людям не очень хорошо отношусь. Но есть обеспеченные автостопщики, которые берут с собой очень дорогую фото- и видеотехнику, ноутбуки и т.д. Такие люди путешествуют не из соображений экономии, а просто потому, что им это интересно.

Путешествия автостопом привлекают многих еще и потому, что, во-первых, позволяют гораздо лучше узнать жизнь страны или местности, по которой путешествуешь. А, во-вторых, позволяют пообщаться с самыми разными людьми.

Когда люди ездят в какие-нибудь туры, то они не видят настоящую жизнь страны или местности. Им показывают только то, что сочтут нужным показать, в основном набор открыточных достопримечательностей. Они живут в специально отведенных местах, едят специально для них приготовленную пищу, ездят на специальном транспорте, ходят по специально проложенным дорожкам и общаются с людьми, для которых это общение является оплачиваемой работой. У них заранее составленных маршрут, программа, и хоть сколько-нибудь значительно уклониться от нее они не могут.

Если люди ездят не в туры, а сами, но тоже цивильно, то они сами себе хозяева и могут корректировать свой маршрут по вкусу и по обстоятельствам, но все равно они живут, едят и т.д. в специальных местах для приезжих/иностранцев. И по пути, если этот путь проходит по земле, они как бы скользят вдоль местности, через которую едут, но совсем ничего про нее не знают.

А автостопщики общаются с местными жителями, для которых это общение работой не является, ездят в их машинах, гостят в их домах, едят там же, где и местные, и ходят по тем же дорогам. Понятно, что уж действительно хорошо узнать жизнь страны или местности можно, только пожив там, но все равно путешествия автостопом позволяют увидеть гораздо больше, чем какие-то «цивильные туры».

– Расскажи подробнее про движение автостопщиков! Существует какая-то иерархия, нормы? Кто лидеры?

– Явление автостопа существует с тех пор, как существуют машины и люди, ездящие в них. Еще в СССР, в Ленинграде в 1978 году появился первый автостопный клуб «Ленинградская Лига Автостопа». Она существует и по сей день. Правда теперь она именуется «Петербургская Лига Автостопа» (ПЛАС). В апреле было 35-летие. Это старейший в России клуб спортивного автостопа. Там существует жесткая иерархия, ориентация на результат. Те, кто ездят не слишком быстро, обычно там долго не задерживаются.

Вообще автостоп – логичная вещь. Если следовать определенным правилам, то движение становится более быстрым, прогнозируемым, управляемым. А то люди, далекие от этого, очень часто думают, что автостоп – это рэндом, повезет – не повезет. Некоторые ездят именно так. Но они по большому счету просто ездить не умеют. ПЛАС в свое время разработал специальную теорию автостопа, которая успешно применяется на практике.

Клуб постоянно организовывает соревнования – автостопные гонки, у них существует программа лекций. У ПЛАСа очень сильный лидер – Алексей Воров. Ему сейчас за 50 лет. Он активный, бодрый, харизматичный, но как человек жесткий, авторитарный. Далеко не всем такой стиль подходит.

В 1996 году в ПЛАСе произошел раскол. Отделились те, кто был не согласен с тамошней клубной атмосферой. И они основали свой собственный клуб – «Гильдию Мастеров Автостопа». Это клуб, в котором состою и я. Теория у нас взята от ПЛАСа. Соревнования мы тоже проводим, но ПЛАС больше спортивная секция, а у нас скорее клуб. Мы больше нацелены на общение, в том числе и вне автостопа. Люди вообще могут никуда не ездить, но приходить к нам, чтобы найти новых друзей, и их никто не выгонит. Лекции у нас открытые для всех желающих. Лидеры ПЛАСа изначально считали, что теория должна передаваться в качестве устного предания – от учителя к ученику. Ворову предлагали много лет назад написать книгу, но он отказался и эту нишу заняли другие. Они частично заимствовали пласовскую теорию, а частично – другие наработки.

– На какие темы проводите лекции?

– Существует теоретический курс из 10 лекций по различным темам: туристическое и автостопное снаряжение, стратегия, тактика, техника, контактология (как общаться с водителем), психологические вопросы автостопа, безопасность, дальние поездки, особенности женского автостопа и т.д. Многие приходят рассказать про свою интересную поездку, поделиться впечатлениями. Их с удовольствием слушают.

– Какие традиции существуют в вашем клубе?

    – Многолетняя традиция, что наш клуб собирается по средам. Встречи так и называются: «Гильдейские среды». Еще у нас есть традиция знакомства: в клубе есть большая ложка, которой могут наказать того, кто перебивает лектора; когда в клуб приходят новички и все знакомятся, то передают друг другу ложку, рассказывая про себя.

– Какой социальный состав автостопщиков? Представители каких профессий чаще всего путешествуют? Какого возраста? Кого больше, молодых людей или девушек?

– Примерно поровну молодых людей и девушек. В основном – это молодежь от 20 до 25 лет, среди которой много студентов от первокурсников и старше. Встречаются и «уникальные экземпляры» за 50, которые вполне успешно путешествуют. Много айтишников, компьютерщиков. По роду своей деятельности они в основном общаются виртуально, поэтому, таким образом, восполняют недостаток живого общения. Вообще, автостоп объединяет самых разных людей.

– У вас есть своя философия, идеология?

– Наша философия – свободный образ жизни, отказ от стереотипов. Если ты и принимаешь стереотип, то сознательно, а не бездумно, только потому, что все так делают.

Путешествия автостопом – это настоящая жизнь, а пакетные туры – ароматизатор жизни, пусть и идентичный натуральному, но все равно ароматизатор. Автостоп – это возможность пообщаться с самыми разными типами людей, которых нигде, кроме трассы, не встретишь.

В повседневной жизни каждый из нас общается с довольно ограниченным количеством типов людей, а на трассе кого только не встретишь, и, причем, за относительно небольшой отрезок времени. Например, едешь с командиром подводной лодки, а потом с бандитом, а после него с конструктором вертолетов, а затем – с цыганским бароном.

Житель той местности или страны, по которой ты движешься, может рассказать массу интересного и необычного: о местных нравах, обычаях, приметах, всякие байки, истории и т.д. и т.п. Иногда везут куда-то в сторону, специально чтобы показать что-то интересное… И оно действительно интересное! А еще в гости зовут, и так тоже можно попасть в очень любопытные места и поучаствовать в том, в чем без автостопа не смог бы участвовать никогда. Например, в Латвии мы гостили на глухом хуторе, которому больше 100 лет, а в Армении попали на проводы в армию.

– У вас есть какая-то специальная литература?

– Да, в автостопной среде есть свои пишущие люди. Например, москвич по происхождению Антон Кротов. Он с 90-х гг. путешествует и пишет книги, за счет этого и живет.

Кротов выпускает практические путеводители именно для самостоятельных путешественников. Они не перегружены информацией о датах, именах, древних королях и прочими далекими от сегодняшних реалий фактами, которые можно найти в других источниках, в интернете. Зато там есть много полезной информации, которую нигде не найдешь – местная специфика, особенности национального характера, принципы работы транспорта, места, где можно дешево поесть. Информация такого рода очень важна для человека, только что прибывшего в страну. Еще у Кротова есть книга под названием «Практика вольных путешествий», которая много раз переиздавалась. Там изложены принципы самостоятельного путешествия – с чего начинать, на что обратить внимание, как действовать в той или иной ситуации. Есть там и популярно изложенная автостопная теория, в основе которой лежат ПЛАСовские разработки.

– Что должен всегда иметь при себе настоящий автостопщик?

– Головной мозг, причем в рабочем состоянии. Вообще пользоваться мозгом полезно всегда, а в автостопе это важно еще и с точки зрения элементарной безопасности. Поэтому человек думающий имеет больше шансов не влипнуть в какие-либо неприятности.

– Каким должен быть внешний вид автостопщика?

– В первую очередь, человек должен быть опрятен. Ни в коем случай он не должен быть грязным и вонять. В машине это может быть критично. Он должен быть заметен на трассе. Это важно для безопасности и успешной езды. Он должен отличаться от окружающего пейзажа, а не сливаться с ним, одеваться в яркие цвета. Рекомендован желтый цвет, а самый оптимальный – ярко-кислотный желтый. Есть даже специальные комбинезоны для автостопа.

– Где останавливаются автостопщики?

– У единомышленников. Существует и всемирная сеть путешествующих людей. А иногда можно и в палатке ночевать.

– А какой у вас кодекс поведения?

– В первую очередь, нужно быть приличным человеком и относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе! Тем более, если люди делают тебе добро.

Нужно быть благодарным водителю, но не чрезмерно, не до униженности. Жалким быть нельзя. Правильный автостопщик не милостыню на дороге просит, а предлагает себя в интересные попутчики, поэтому нужно производить хорошее впечатление приятным и интересным общением. Водитель после общения с тобой должен иметь настроение лучше, чем до этого, у него должно сложиться хорошее мнение об автостопщиках, чтобы в следующий раз он подобрал кого-то другого. Надо к этому стремиться.

– Сколько лет человек обычно «болеет» автостопом, и сколько еще собираешься ездить ты?

– У каждого по-разному. Бытует мнение, что путешествовать таким образом можно, лишь пока нет семьи и постоянной работы. На самом деле это не совсем так. Семья и работа не всегда помеха. Многие прекрасно совмещают и то и другое с путешествиями. Но не все этого хотят. Закончив учебу, устроившись на подходящую работу, люди, как правило, перестают ездить автостопом, выбирают для себя более комфортные условия, хотя почти всегда предпочитают путешествовать самостоятельно.

Лично я буду ездить до тех пор, пока мне это нравится, пока мне это интересно.

Ольга Введенская | 22 ноября 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация