Знание и вера: Будь готов к встречи с рыжим казаком

или Пасхальный рассказ Чехова: анекдот или притча?

Аннотация: По жанру «Казак» Чехова – пасхальный рассказ. В них обычно повествуется о нравственном перерождении, прощении во имя спасения души. Однако финал этих рассказов непредсказуем… Вот и Максим, главный герой «Казака», сначала радуется Пасхе, красоте утра и собственному благополучию. И молодая жена «…казалась ему красивой, доброй, кроткой». Вот только смущает слово «казалась»…

По своей жанровой принадлежности рассказ А. П. Чехова «Казак» может быть отнесен к пасхальному рассказу хотя бы потому, что главное событие произведения происходит на Пасху. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова дня, кроме этого пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христовой любви; он призван напомнить читателю евангельские истины. Его сюжеты – духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение «мертвых душ», восстановление человека. Максим, главный герой рассказа, радуется празднику Пасхи и наступающему дню, наслаждается красотой природы и собственным материальным и семейным благополучием, и даже молодая жена «…казалась ему красивой, доброй, кроткой». Вот только немного смущает слово «казалась»…

Многие русские писатели, такие, например, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. Лесков, Л. Андреев, И. А. Бунин в своих произведениях разрабатывали пасхальную тематику, выражая ее, в частности, в жанре пасхального рассказа. В них ясно выражены общие для пасхального рассказа умиление и упование на народную веру и русское Православие.

Пасха стала ключевым эпизодом у Достоевского. Символическое значение праздника возникает в «Записках из Мертвого Дома», в романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток» и «Братья Карамазовы». И в новелле И. А. Бунина «Легкое дыхание» действие в начале и в конце происходит на кладбище в апреле, то есть во время пасхальных праздников, которые тесным образом связаны с поминовением умерших. Эта отсылка к православному календарю вносит новый художественный смысл в историю об Оле Мещерской. Другой рассказ И. А. Бунина – «Чистый понедельник» – в полной мере соответствует концепции жанра. Расцвет любви пришелся на первый день Великого Поста, а тайна героини, ушедшей в монастырь, раскрылась под Новый год во время крестного хода. Разгадка тайны заключается в названии рассказа, а значит, снова в православном календаре, в глубокой основе русской народной жизни. Вот и Антон Павлович Чехов в рассказе «Казак» напомнил читателю о Христе, о смысле истории и смысле жизни человека.

В этом рассказе соблюдены такие «требования» жанра, как приуроченность к Пасхальному времени и сюжет о «духовном проникновении». Но, все же, нельзя отнести это произведение к пасхальному рассказу, ибо главный критерий данного жанра не соблюден, а именно: нравственного перерождения человека не происходит, как не происходит и встречи между героями рассказа – Торчаковым и казаком – на духовном уровне. Встреча лишь слегка всколыхнула сознание героя, но ее оказалось недостаточно для очищения и перерождения. Напротив, можно сказать, что это она ускорила падение Торчакова, обнаружила его бессилие перед испытаниями, ведь именно благодаря встрече раскрылось истинное лицо человека, его слабость, бессилие перед внешними обстоятельствами, его невозможность вершить свою волю, делать собственный выбор. Для Торчакова оказалось проще заглушить внутренний голос, голос совести, чем следовать его призыву. И поэтому вместо того чтобы подняться на новый духовный уровень, главный герой разрушает свою жизнь, падает и не может подняться.

Перед героем рассказа, Максимом Торчаковым сначала не стояло выбора: он ехал на Пасху из храма и встретил по дороге больного казака, попросившего кусок освящённого кулича. Герой, не задумываясь, стал искать нож, чтобы отрезать пасхальной снеди. Но его доброму порыву настойчиво воспротивилась жена. Поддавшись упрямству «злой жены», Максим не смог ее ослушаться и не разговелся пасхальным куличом с больным казаком. Прошло совсем мало времени после этого, казалось бы, маленького эпизода, и вдруг оказалось, что встреча с казаком явилась роковым предзнаменованием будущих трагических событий: крушения семьи, хозяйства, а главное – омертвения души…

Первая фраза Максима Торчакова: «Сказано, велик день!» говорит о том, что его душу охватило радостное настроение, его сердце переполняют светлые чувства. Перед нами семейная идиллия кроткой, тихой жизни недавно соединившихся людей. Собственная жена кажется герою ангелом, а мир вокруг – Царствием Небесным, ибо все он воспринимает возвышенно, находясь в праздничном настроении: «Радовала его и заря на востоке, и молодая травка… нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями». Торчаков радуется и солнцу, которое «сейчас… начнёт играть». Стоит обратить внимание на реплику жены, яркую художественную деталь в ее психологическом портрете: «Оно не живое». В этом крохотном диалоге мужа и жены заключено зерно будущей драмы.

Поворотным моментом становится встреча Торчакова и его жены с казаком «на полдороге к дому, у Кривой Балочки». Дорога приобретает здесь метафорическое значение судьбы, жизненного пути героев. Она представлена здесь как нравственное пространство Максима, и кроме того становится одной из основных форм, организующих произведение. Встреча в пути является сюжетной завязкой, отправным пунктом испытания персонажа. Портрет казака дан лишь немногими набросками, но тем важнее оказываются подробности его биографии. Он «захворал», у него «нет мочи ехать», «праздник в дороге застал» его, до церкви «не привёл Бог доехать». Рыжий казак, обращаясь к «православным», просит у них разговеться, а это значит, что он, несмотря на тяжёлую болезнь, выдержал Великий Пост и хочет приобщиться к светлой радости Христова Воскресения, к Пасхе, вкусить «свячёной пасочки».

На просьбу Торчаков реагирует мгновенно, он готов поделиться с путником: «Пасочки?.. Оно можно, ничего…Постой, сейчас…». Однако все меняет жена: «Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех её без толку кромсать». «И видано ль дело – в степи разговляться! Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!». Главным для нее является соблюдение обрядов, внешних условностей.

Торчаков не решается противоречить ей и немедленно прощается с казаком. Неприятный для себя момент Максим пытается смягчить смехом и пожеланием благополучной дороги казаку, но это не спасает его от угрызений совести. Наконец он приходит к выводу: «обидели мы с тобой казака». И «потихоньку от жены» Максим берёт кусок кулича, «пяток яиц» и посылает Кузьму съездить к Кривой Балочке и отдать это казаку. После этого «Максим опять повеселел», но, не дождавшись работника, поскакал вслед за ним.

Возвратившись домой, Торчаков говорит жене сакраментальные слова: «Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! Не даёт спокою». Однако Лизавета реагирует на происшедшее по-своему: называет казака «пьяницей», пытаясь его очернить, и тем самым наговаривает на него. Резко изменилось мнение Максима о жене. До самой вечерни Максим ходил по двору и думал о своей жене с досадой, она «становилась постылой». В восприятии героем жены явно прослеживается градация: от кроткой, ангелоподобной – к ненавистной и злой. Равновесие, счастье и гармония, царившие в душе героя в начале рассказа, покинули его, жизнь разладилась.

Внутреннее состояние героя можно проследить по тому, как он воспринимает окружающую его действительность. Сначала солнце является объектом его наблюдений и размышлений, глядя на него, он радуется, наслаждается открывшейся ему красотой. Максим чувствует себя частью всего, что он видит вокруг, частью вечной природы. Но после знаменательной встречи герой не проявляет интереса уже ни к чему и даже к взошедшему светилу. Важно подчеркнуть, что между двумя знаковыми моментами: языческим «оживлением» Торчаковым природы, когда ему кажется, что «на всех планетах есть люди», что солнце живое, смеющееся, и обращением казака к герою и его жене: «Православные» – проходит совсем мало времени. Но именно этот промежуток создает ярчайший контраст между мифопоэтическими воззрениями Торчакова и христианской верой.

Можно воспользоваться термином В. Б. Катаева и назвать это произведение «рассказом открытия», ибо герой, столкнувшись, казалось бы, с эпизодическим персонажем, меняет прежнее поверхностное представление о жизни. В результате произошедшего в его жизни события, глаза по-новому открываются на привычное, весь мир представляется в новом свете.

Текст соотносится с народным поверьем, согласно которому, от Пасхи до Вознесения по земле странствуют апостолы и Христос в нищенских одеяниях. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и наказывают жадных и злых. Размышляя о случившемся, Максим вопрошает: «а что ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам на встречу послал?». Этот же фрагмент можно сопоставить с библейскими словами: «… ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня… И пойдут сии в муку вечную» (Евангелие от Матфея, гл. 25). Сопоставление это оказывается убедительным еще и потому, что и появление, и исчезновение казака оказываются поистине чудесными: проехав больше версты и оглянувшись, Торчаков не обнаружил казака, а позже оказалось, что и для деревенских мужиков рыжий больной путник остался незамеченным.

Из всего произошедшего Торчаков делает вывод о том, что «все эти напасти произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что бог прогневался на него и на жену». Этот мотив можно сравнить с библейским: «…и сказал Адам: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Третья книга Ездры 7:48 Первая книга Моисеева. Бытие. гл. 2).

Церковная жизнь Максима и его жены не соотносится с духовной. Они выдержали Великий Пост, отстояли всенощную пасхальную службу, освятили кулич, едут домой разговляться – перед нами картина обрядовой церковной жизни, но в ней нет места любви к ближнему. Супруги предстают в сцене встречи с казаком людьми немилосердными, оставляя больного казака голодным, не дав ему ни крошки от пасхального кулича. За внешним соблюдением церковных обрядов скрывается непонимание глубинной сущности православия.

Рассказ Чехова «Казак» построен на антитезе. Все события делятся на те, что происходят до встречи с казаком, и после этой встречи. Казалось бы, эпизодический персонаж, мимолётное событие переворачивает всю жизнь человека. И встреча становится судьбоносной в жизни главных героев. Максим мучается, но к истинному раскаянию не приходит, а запивает тоску вином. Он говорит, что жить нужно «по-Божьи», но не знает, как вырваться на свободу, очиститься, успокоить свою совесть. Эпизодический персонаж здесь становится ключевой фигурой в раскрытии авторского замысла о несостоявшейся о встрече трёх людей, которая не свершилась на духовном уровне.

Композиция имеет трехчастную структуру, однако можно взглянуть на нее и под несколько иным углом. Так, фразы из первой части рассказа «Перепел кричал свои: «пить пойдем! пить пойдем!» и «забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик» позволяют заключить, что финал произведения: «Он всё чаще и чаще напивался» – является вполне закономерным и очевидным с первых строк. Композиция, таким образом, является кольцевой. И этот мотив пьянства организует текст, позволяя выделить авторскую оценку. Учитывая композиционные особенности можно сказать, что текст окрашен иронией. Так, можно обнаружить здесь компоненты пасхального рассказа: встреча с чем-то чудесным и духовно-нравственное просветление. Однако не совсем ясно, была ли встреча действительно чудесной, да и «просветление» оказывается не истинным, оно нисколько не улучшает жизнь человека, а, наоборот, окончательно ее крушит.

«Казак» явился своеобразной «пародией» на жанр пасхального рассказа, в котором можно увидеть интенцию на разоблачение внешней обрядности при внутренней пустоте. А позиция автора является несколько иронической, на что указывают такие комичные, даже анекдотичные детали, как названия топонимов Низа, Кривая Балочка, рыжий цвет волос казака, его детское: «Весь болю», фамилия героя – Торчаков, перепелиное «Пить пойдем», восприятие Максимом Пасхи как веселого праздника, да и причина праздничного настроения не в наступлении Христова Воскресения, а в том, что «всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо». Анекдотичным также можно назвать и финал рассказа, ибо здесь имеет место пуант – неожиданное смысловое разрешение. Таким образом, можно заключить, что «Казак» соотносится как с притчей, так и с анекдотом, – преобразуя их, Чехов создает принципиально новое смысловое содержание.

Рассказ Чехова «Казак» – психологическая пьеса, в которой главенствующее положение занимает конфликт внутри человеческой индивидуальности. И определяющим в развитии событий становится психологический характер главного героя. Чехов, писатель-гуманист, говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть», – в этих словах слышится печаль, но не безысходность, и если применить их к рассказу «Казак», который заканчивается многоточием, то можно предположить, что, как ни печальна правда, однако в ней есть спасение, надежда на то, что человек станет иным.

Елизавета Зенова | 26 сентября 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация