Что могут дать нам медиа и что мы можем у них взять? или Модель информационных связей современного мегаполиса. См.: 1

Александр Марченко, магистрант факультета журналистики СПбГУ

    В настоящее время на кафедре теории журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики СПбГУ разрабатывается теория медиаполиса. По словам профессора С. Г. Корконосенко, «общий замысел заключается в том, чтобы выстроить (лучше сказать – воспроизвести) как бы медийную копию мегаполиса, или отразить его в медийной ипостаси… Подобно тому, как реальный, «физический» город несет в себе многообразие взаимосвязанных подструктур и элементов, медиаполис тоже «состоит» из управления и производства, инфраструктуры и частной жизни граждан, массового сознания и речевого общения и т. д.» (2).

    Одна из гипотез, выдвигаемых в рамках указанной научной работы, заключается в том, что сложившиеся в городском пространстве социальные связи находят свое отражение в коммуникационных потребностях горожан. Если это так, то верным окажется и обратное суждение: сложившаяся в определенных исторических и социальных условиях система медиа потенциально способна удовлетворять подавляющее большинство практических, идеологических и ценностных потребностей жителей. Иными словами, подчиняясь некой исторической логике, общество и медиа, находясь под воздействием разнородных факторов и развиваясь разными путями, в то же время находятся в постоянной гармонии. Медиа позволяют людям реализовать большинство их потребностей, а люди обеспечивают востребованность медиа.

    Двигаясь со стороны журналистики, мы попытались эмпирически проверить эту гипотезу на примере медиасферы Колпина, пригорода Санкт‑Петербурга.

    Колпино – город с населением около 140 тысяч человек, центр Колпинского района Санкт-Петербурга. Здесь существует ряд печатных и Интернет-изданий, работает студия кабельного телевидения. Колпино – достаточно замкнутая система социальных интересов горожан, политических интересов власти и экономико-политических интересов крупных промышленных предприятий.

    Кратко охарактеризуем явных носителей реализующихся в городской медиасфере интересов. К ним относятся государственная власть в лице районной администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, муниципалитет Колпина и «Ижорские заводы», входящие в группу «Объединенные машиностроительные заводы», руководство которой восходит к «Газпрому».

    Районная администрация заинтересована в стабильно-позитивном освещении жизни в Колпине, а также в легитимации и общественном признании (3), которое требует создания позитивного образа власти. Этот образ формируют три СМИ: 1) газета «Ижорская перспектива», учрежденная районной администрацией (тираж 30 тыс. экз., 2 р/м), 2) газета «СПб.Районы.РФ Колпинский», которая получает субсидию районной администрации (тираж 20 тыс. экз., за девять месяцев 2012 года вышло 13 номеров), и 3) колпинская студия кабельного телевидения, которая является подразделением подконтрольного правительству Санкт-Петербурга ОАО «Твое кабельное телевидение» («ТКТ»).

    Городской совет муниципального образования г. Колпино является учредителем муниципальной газеты «Ведомости Колпинского Городского Совета» (тираж 15 тыс. экз., 1 р/м). Газета информирует о деятельности депутатов городского Совета, местной администрации и общественных объединений близких муниципалам.

    Крупные промышленные предприятия «Ижорских заводов» тесно взаимодействуют с районной администрацией: финансируют ремонт и строительство крупных спортивных и культурных объектов и т. д. Такая связка позволяет руководству заводов реализовать свою коммуникационную потребность в привлечении рабочих и создании положительного имиджа предприятий не только через корпоративную газету «Ижорец», но и через «Ижорскую перспективу» и кабельное телевидение. Более того, историческое развитие Колпина как промышленного центра и концентрация вокруг заводов общественных объединений и интересных для журналистов личностей позволяет промышленникам становиться героями публикаций самых различных СМИ.

    На пересечении интересов и соответствующей медийной деятельности трех указанных акторов находится полюс информирования населения о «положительных» событиях в городе и районе. Функционирование данной системы стабильно, она не основана на коммерческих принципах и призвана удовлетворять потребность населения в уверенности в завтрашнем дне. Так как указанные СМИ исключают из своего информационного поля острые критические материалы, их развитие идет в сторону расширения и усложнения спектра положительных сообщений. «Ижорец» пишет о досуге рабочих заводов, об их участие в спортивных состязаниях, «Ижорская перспектива» является путеводителем по культурной, спортивной и волонтерской деятельности молодежи, «Ведомости…» рассказывают о культурной и общественной жизни старшего поколения.

    Логику коммуникационного поведения «государственных» СМИ в одном из интервью с нами раскрыла пресс-секретарь администрации Колпинского района Я. А. Макшина. Она заявила, что в «Ижорской перспективе» они пишут о том, «что происходит, что делается»; объективность журналиста — это проблема плюс решение. Исходя из этого, «Ижорский край» и «ОКНО» критикуют власть необоснованно. А вот кабельное телевидение освещает проблемы правильно: не так, что все плохо, а рассказывая, как можно эти проблемы решить. Таким образом, получается, что «событие» для районной газеты только там, где есть продуктивное «действие» властей. Там, где существует только проблема, без ожидаемого решения – там нет события. Действуя в рамках такой модели студия кабельного телевидения снимает сюжеты об успешной деятельности колпинского Жилкомсервиса № 1, а потом его руководителя отправляют в отставку за некомпетентность; снимает сюжеты о приемке властями заасфальтированного двора, а почти в то же время «ОКНО» выступает с фотографиями разбитых дорог, деньги на ремонт которых числятся освоенными. На игнорирование, в частности, районной газетой некоторых сегментов информационного поля и интересов определенной группы горожан указывает и чтение форума «Ижорской перспективы». Так, на странице «Вместе создадим Программу развития Колпинского района» среди прочего читаем: «Извините, администрация форума, редакция газеты Администрации Колпинского района, а заодно и сама Администрация района. Иногда поражают некоторые решения чиновников "для галочки"!!! Именно этот форум и есть та самая "галочка", видимость работы с гражданами-жителями Колпино и района… Интересно, ну, хотя бы один, самый завалявшийся чиновник, заходит на данный сайт?»

    Отдельно стоит прокомментировать положение муниципальной газеты «Ведомости Колпинского Городского Совета» и корпоративной газеты «Ижорских заводов» «Ижорец».

    Муниципальная пресса занимает особенное положение в медиажизни Санкт-Петербурга и, в частности, Колпина. Местная власть и ее газета формально независимы от районной власти. Муниципальная газета могла бы реализовать потребность горожан в представлении их интересов перед районной и региональной властями, однако этого не происходит.

    По словам журналиста «Ведомостей…» Б. Б. Новицкого, местное (муниципальное) руководство, во избежание отстранения от решения городских проблем, должно «не раздражать» районную власть, в руках которой сосредоточены основные полномочия в сферах городского хозяйства, ЖКХ, транспорта и т. д., а журналисты оказываются жертвами этой политической ситуации (4).

    Первую группу рассматриваемых нами СМИ замыкает корпоративная газета «Ижорских заводов» «Ижорец». Среди других колпинских СМИ эта газета с наиболее глубокой историей, издается с 1923 года. По словам корреспондента-старожила этой газеты М. В. Матренина, в советское время, когда «Ижорец» был единственной в районе газетой и выполнял функцию и районки и заводской многотиражки, он мог «подкусать» и заводы, и городское руководство. Была организована негласная соревновательность. На заводе песочились пьяницы, несуны и бракоделы, а районным властям доставалось за благоустройство или освещение. Редактор газеты «Ижорский край» Т. Я. Федорова, которая тоже раньше работала в заводской газете, с похожей гордостью вспоминает, что «райком и исполком прислушивались к “Ижорцу”». После того, как газета стала «корпоративной», критика в ней была устранена. «Корпоративная газета заинтересована показать товар лицом», говорит М. В. Матренин. Современный «Ижорец» выходит тиражом 5 тыс. экз. два раза в месяц. Журналист отмечает, что заполнить восемь полос номера одной лишь положительной информацией довольно сложно: завод столько железяк не выпускает. Кажется странным, что, выражаясь словами Матренина, товар лицом показывают не инвестору или покупателю, а самим рабочим – газета распространяется на территории завода – которые знают об этом товаре не понаслышке.

    Проводя параллель между этими газетами и региональными изданиями, аффилированными с государством или его бизнес-близнецом «Газпромом», — ГТРК, «Санкт-Петербургскими ведомостями», «Невским временем» и другими, нетрудно увидеть совпадение в том, что СМИ имеют право критики нижестоящих уровней власти, и не критикуют тот, к которому относятся. При этом экстенсивное расширение тематики, ее всеобъемлемость, происходит именно на уровне того административного деления, к которому относится СМИ. За счет широты тематики этих СМИ и широкой ресурсной базы, к которой относятся материальные средства, связи, и потребность государственных структур в этих СМИ, они удовлетворяют огромное количество «средних» по температуре потребностей в коммуникации и координации людей в сферах образования, культуры, одобряемых технологий общения населения с властью и т. д. Но выразить искренней критический пафос людей, которые часто оказываются обманутыми или незамеченными теми, кто должен обеспечивать определенный уровень качества их жизни, СМИ указанного сегмента не в состоянии.

    Подводя черту, стоит отметить, что существование составленного из указанных СМИ центра «положительной», стабильной медиареальности оправданно и необходимо как надличностная потребность в базисе, на котором развиваются более сложные, но менее интенсивные медиапроцессы, как надличностная потребность в бюрократических и силовых структурах государства, которые при кажущейся тяжеловесности обеспечивают устойчивость ядра человеческой организации.

    По признаку проблемности материалов, критического отношения к действиям властей изданиям этого полюсу противостоит сегмент «независимых» СМИ. В Колпине к ним относятся газеты «ОКНО» (тираж 10 тыс. экз., 1 р/н), «Ижора-Информ» (тираж 20 тыс. экз., выходит не периодически) и «Ижорский край» (тираж 2 тыс. экз., выходит не периодически).     Эти газеты, также как и предыдущие, удовлетворяют потребность горожан в разносторонней положительной информации об общественно-политической ситуации в Колпине, Санкт-Петербурге и стране в целом. Но также эти газеты пытаются отстаивать интересы горожан в проблемных публикациях на темы ЖКХ, городского хозяйства, социального обеспечения.

    Если «ОКНО» и «Ижорский край» стремятся окупаться за счет рекламы или другой коммерческой деятельности («ОКНО», например, оказывает услуги полиграфии, выпускает рекламное приложение «Газета ОКНО.РФ»), то «Ижора-Информ» – проект, ориентированный не на коммерческую выгоду, а на представление позиции «Общественного совета Колпинского района» – неформального общественного объединения созданного предпринимателем и муниципальным депутатом С. В. Якушенко. Реклама на страницах этой газеты представлена минимально и сводится в основном к рекламе бизнеса самого Якушенко.

    Для журналистики этого сегмента характерно формирование определенной социальной если не сказать партийной позиции. На оформление этой позиции могут оказывать влияние как экономические так и идеологические факторы. Так, обращаясь к медиасфере Колпина, мы заметим, что в газете «ОКНО» некоторая «левая» идеология появляется в следствии ориентации на широкую аудиторию. Газета восхваляет трудовые подвиги ижорцев, критикует власть и приближенные к ней коммерческие структуры за коррупцию, безответственную работу, ориентированную только на получение прибыли, игнорирование интересов простых горожан. В газете «Ижорский край» похожая социальная позиция получает дальнейшее развитие. На страницах этого издания выступают представители профсоюзов, «Коммунистической партии Российской Федерации» и «Справедливой России». Газета «Ижора-Информ», принципиально дистанцируясь от любых партий, в то же время может быть названа наиболее «партийной» из всех перечисленных. Эта позиция складывается в результате подкрепления критических материалов по городским проблемам крупными публицистическими статьями, оправдывающими позицию редакции. Газета выступает с лево-национальной программой. Можно предположить, что такая политическая ориентация не позволяет ей привлекать рекламодателя, ориентированного на «легкую» прессу.

    Тот факт, что у независимых газет меньше тираж, а некоторые из них выходят непериодично, позволяет констатировать, что та группа горожан, на которую они ориентируются гораздо меньше той, на которую ориентируются, и которую могут обслуживать, СМИ первой группы. Критические СМИ всегда требуют от читателя большего напряжения интеллектуальных сил, большего духовного сопереживания. То, что такие СМИ малочисленны может быть объяснением или следствием политической апатии общества. С другой стороны, поиск аудитории стимулирует «независимую» прессу к выходу на новые рынки, а следовательно к консолидации определенных социальных групп, проживающих на разных территориях.

    Заметна тенденция к распространению «независимой» и рекламной прессы за пределы одного района на некую социально-экономическую общность более крупного масштаба. Так, газета «Ижора-Информ» публикует новости муниципалитета города Тосно, транслирует положительный опыт его работы. На Тосненский район Ленинградской области распространяется, по словам редактора, и газета «Ижорский край»; рекламные же газеты зачастую распространяются на территорию Пушкинского района Санкт-Петербурга или, наоборот, приходят в Колпино из Пушкина. Можно предположить, что общественно-политические настроения роднят Колпино с Тосно, а экономико-потребительские с Пушкиным.

    На пространстве мегаполиса, в отличие от промышленного пригорода, в «независимой» прессе может реализовываться не только «левая», но и либеральная и любая другая идеология. Важно отметить, что приход к социальной или партийной позиции по экономическим интересам делает «независимое» СМИ более гибким, но менее устойчивыми к финансовому или административному внешнему воздействию. В то же время идеологическая последовательность может привести к снижению тиражей и потере массовой аудитории. Через СМИ этого направления реализуется потребность части общества в критическом осмыслении действительности, в вынесении острых суждений, в выдвижении проектов глубокого реформирования общественных систем. Немногочисленность таких изданий в традиционном секторе, наравне с их уходом в сеть с ее необязательностью, может свидетельствовать об снижении потребности граждан в таких интеллектуальных поисках.

    Третью группу медиа Колпина составляют рекламно-информационные издания и сайты с доминирующей рекламно-справочной функцией. Рекламно-информационные газеты «Наш город Колпино – Перспективная газета» (тираж 30 тыс. экз.), «Рядом с Вами» (45 тыс. экз.), «РИО инфо» (120 тыс. экз.) перепечатывают новостной компонент из других изданий и с интернет-сайтов. На страницах таких изданий как «Новости рынка. Колпинский район» (48 тыс. экз.), «Рекламный серпантин» (10 тыс. экз.), «Спутник потребителя. Колпино – Металлострой – Пушкин» (12 тыс. экз.) или «Интересный город» (15 тыс. экз.) нет новостей, относящихся к жизни Колпина или Санкт-Петербурга.

    Приблизительно аналогичную новостную картину мы видим и на рекламно-информационных колпинских сайтах: «Колпино.ру», «Колпино-сити» или «Колпино news». Сайты позиционируют себя по-разному, например, «Колпино-сити – сайт родного города», «неофициальный городской сайт»; или «Колпино news – первый профессиональный информационно-развлекательный сайт». Однако, их наполнение осуществляется через перепечатку пресс-релизов районной администрации и различных компаний, а также новостей с порталов «Фонтанка», «Росбалт» и других. А профессиональность последнего сайта, видимо, заключается в том, что в текстах нет ссылок на источник новости.

    Приведем пример источников наполнения таких сайтов. Так, «Колпино.ру» с 10 августа по 10 октября 2012 г. опубликовал около 40 новостных материалов в разных рубриках сайта, из них 17 были сообщениями администрации Колпинского района или газеты «Ижорская перспектива», 9 – перепечаткой материалов региональных СМИ, 5 – пресс-релизами промышленных предприятий и спортивных организаций.

    Сайт «Колпино-сити» призывает своих читателей формировать новостной контент, иногда этот призыв реализуется в интересных материалах с мест. Журналист «Ижорца» М. В. Матренин отмечает, что в начале 2012 г., во время масштабной коммунальной аварии, когда без отопления и горячей воды остались целые кварталы Колпина, организатор сайта С. Блинов на основе анализа тысяч комментариев на его сайте создал интернет-карту города, на которой в реальном времени отображалась ситуация с подачей тепла. Основанная на коммуникации с горожанами карта была настолько точной, что по ней ориентировалось даже районное руководство. В то же время многие колпинские СМИ проигнорировали эту проблему или осветили ее с опозданием и явными искажениями.

    Форумы на этих сайтах используются не так активно. Многие темы «заброшены» по нескольку лет, в других горожане размещают рекламные и частные объявления или общаются в малых группах. Гораздо активнее коммуникация происходит в социальных сетях. Например, «ВКонтакте» несколько наиболее популярных групп по запросу «Колпино» имеют суммарную аудиторию более 50 тыс. человек, а в самых крупных состоит до 16 тысяч пользователей. В группах по большей части также размещаются объявления, посетители делятся фотографиями, видеороликами, участвуют в опросах: Какого знака зодиака колпинцы? (странно, но ответы распределяются почти поровну) или Какой вид суши вам нравится? Обсуждение «ВКонтакте» новостей, особенно общественно-политического характера, встречается редко, но и здесь заметен коммуникационный потенциал соцсетей. Так, в воскресенье, 14 октября 2012 г., активный сетевой пользователь, колпинский предприниматель А. Марданов публикует в своей группе «ВКонтакте» (http://vk.com/kolpinskyrayon, на эту дату 16 138 подписчиков) новость одного из интернет-СМИ: «Несколько дней город-спутник Петербурга Колпино оставалось без горячей воды и отопления ремонт полностью завершился в субботу в 9:00 утра». Весь воскресный вечер под новостью появляются комментарии: «Андрей С.: Московская улица без отопления. Наталья М.: Андрей, у нас есть, дом 11. Светлана А.: Трудящихся 28, об отоплении даже и не мечтаем».

    На этом примере мы видим потребность в коммуникации по поводу качества жизни и функционирования коммунальной системы. Принципиально то, что в эпоху анонимности Интернета, люди не могут заявить о своих бытовых проблемах, не назвав своего адреса. Составление любых реальных проблемных карт через Интернет выводит горожан к более открытой коммуникации, нежели, например, обсуждение «национального вопроса», которое в социальных сетях также занимает, если не лидирующее, но стабильно-устойчивое положение.

    В целом, сфера коммуникации в интернете слишком неоднородная и разомкнутая во все стороны, чтобы на данном этапе дать ей положительную научную оценку. По этой же причине для нас составляет трудность соотнесение коммуникационных потенциалов интернета в Колпине и Санкт‑Петербурге. В мегаполисе проживает большое количество приезжей молодежи. А ведь именно молодое поколение определяет темп и направление развития новейших средств коммуникации. Здесь необходимо указать только на известные опасности интернета, который, вторгаясь в иерархию жизненных потребностей, начинает занимать в ней все более высокие позиции, в то же время превращая время проведенное в сети либо в инструмент развития личностных интеллектуальных и нравственных качеств, либо в нефункциональный и социально вредный балласт.

    Приближаясь к завершению анализа, мы полагаем возможным сделать вывод о том, что сложившаяся система медиа способна удовлетворить подавляющее большинство практических, идеологических и ценностных потребностей жителей. Происходит это благодаря выработавшимся в системе медиа механизмам «следования» к удовлетворению потребностей, неким типовым путям реализации интересов. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство наших потребностей реализуются через последовательность нескольких простых действий. Это труд, обустройство дома, элементы межличностной коммуникации. Другие потребности, такие как социальная активность, духовное развитие, построение идентичности, включение в историко-культурный процесс, могут быть реализованы только в результате существенных усилий и приемлемых внешних условий. Именно на удовлетворении этих потребностей «специализируются» средства массовой информации, в то время как для удовлетворения первых достаточно безличностных, технических медиаструктур: телефона, справочников, интернета как справочной машины и т. д.

    Иными словами, давайте представим любую ситуацию, характеризующую второй вид коммуникационных потребностей: поиск единомышленников по политической борьбе или творческим интересам, ориентация в политической жизни или культурном процессе, построение стратегии жизни на дальнюю перспективу, планирование семейного бюджета или образование детей. В любой из этих ситуаций, человек обращается к медиа, и практически в каждой продуктивно.

    Анализ медиасферы локального сообщества подтверждает, что в результате его социального развития складывается адекватная его ближайшему развитию система СМИ, которые представляют гражданам на выбор несколько в широком смысле идеологий развития и жизни. Тот факт, что отдельные элементы этой системы развиты сильнее других, указывает на иерархию таких идеологий в этом сообществе, на количественный размер соответствующих социальных групп.


    Медиасистема, развивавшаяся по своим законам (экономическим, политическим, техническим), так или иначе всегда находилась в гармонии с запросами общества, отражала большинство, если не все существующие на определенный момент социальные связи. В задачи данной работы не входило историческое описание этого процесса, однако его ключевые точки могут быть определены.

    Существование в советское время на территории района одной многофункциональной и эффективной газеты, учитывающей в своей работе баланс и игру интересов и действующей на благо и государства и населения, созвучно советской же в широком смысле моноидеологической, но отлаженной системе коммуникации и управления, а, иными словами, созвучно советской медиареальности. Процессы демократизации, независимо от их природы (политико-экономической или идеологической), были несовместимы с такими «единством и единичностью». Эти процессы начали дробить массовое сознание, увлекать его идеями разной глубины и разного качества. Различные СМИ стали проводниками множества интересов, потребностей и идей различных социальных групп подчас искусственно усложняющегося общества. В соответствии с борьбой интересов и выстраиванием новой общественно-политической иерархии, менялась и система медиа. Параллельно с ней, создавая для СМИ определенный заказ или идя у них на поводу, менялось, кристаллизуясь, массовое сознание и общественное мнение.

    За первое десятилетие XXI века бурное развитие новых институтов и социальных групп замедлилось, оформились капиталистическая система экономики и вертикально-интегрированная система власти с определяющей ролью ее исполнительной ветви. Вместе с этим утихало и идейное брожение, что привело к формированию нескольких доминирующих и нескольких «маргинальных» идеологий: либерализма, социального государства, бюрократического консерватизма, потребительства, национализма и прочих.

    Мы полагаем, что тираж СМИ Колпина, а также их реальная востребованность населением соотносится с численностью носителей определенных идеологий опосредованных социальными группами. В этом случае такие внутрисистемные связи медиасферы, как внутренняя цензура, право телефонных звонков, распределение финансирования, информационное противостояние могут в некотором роде отражать явные или скрытые отношения и связи основных социальных групп.

    Основываясь на анализе медиасферы Колпина, можно предположить, что мы имеем дело с некоторой пост-плюралистической системой, в которой ряд акторов борются за влияние на жителей города, а точнее за включенность каждого отдельного человека в ту или иную модель медиареальности или идеологию. На основе эмпирических данных мы можем выделить три таких модели.

    Первую формирует государство, его целью является легитимация своей власти. Эта цель достигается, по нашему мнению, не столько через публикацию в подконтрольных СМИ пиар-текстов, рассказывающих о деятельности чиновников, сколько через включение в контролируемое информационное поле как можно большего числа потенциальных творческих лидеров и организаторов: общественников, педагогов, краеведов, писателей и т. д. Особое внимание в этом процессе уделяется детям и молодежи. Эти люди, появляясь на страницах государственных СМИ, как бы попадают в сферу совместного действия с ним.

    По причине несамостоятельности муниципальной власти, муниципальная пресса, пропорционально зависимости местной власти от районной, тяготеет к встраиванию в указанную парадигму. Но мы предполагаем, что в соответствии с духом местного самоуправления, ей стоило бы ориентироваться на другую модель.

    Вторая модель соответствует идеологии социального государства. Рациональное стремление журналистов к расширению аудитории ведет к ориентации на так называемую «левую аудиторию». С одной стороны, это люди старшего и пенсионного возраста, у которых сохранилась привычка к общению с газетой, к использованию ее как средства в борьбе с социальной несправедливостью. С другой, это активные люди молодого и среднего возраста, которые стремятся отстаивать свои права в противостоянии бюрократическому аппарату или недобросовестным бизнес-структурам.

    «Независимые» колпинские газеты, которые работают по этой модели, ориентируются на широкие социальные слои. Журналисты выслушивают читателя, готовят проблемные материалы, но не стремятся к эффективности своих публикаций. Со своим читателем они как бы ждут, когда государство внемлет их призывам и исправит свои ошибки. Сравнивая эту модель с предыдущей, можно констатировать, что векторы коммуникационных усилий этих акторов зачастую идут в разных направлениях.

    Третья модель базируется на потребительском мифе и вульгарном экономизме, когда под успехом бизнеса понимается сиюминутная прибыль, основанная, в частности, на агрессивной рекламной политике. Сейчас в нашей стране сложилась нездоровая экономическая ситуация, при которой некоторые отрасли «зарабатывают» и распределяют сверхприбыль, а другие, не менее важные, деградируют. В этих условиях происходят, в частности, строительный и ремонтный бум, лихорадка погони за модой в одежде и технике, мода на лечение и косметологию. Рекламная пресса предлагает множащимся предпринимателям свои услуги, завлекая их тиражом, дизайном и «новостной составляющей» номеров. Относительная успешность работы по этой модели и то, что количество чисто рекламных СМИ в Колпине превышает количество всей остальной прессы делает понятными слова сотрудника газеты «РИО инфо», который заявил, что «если в газете не размещают рекламу, значит она никому не интересна».

    Если традиционные СМИ создают в Колпино почти осязаемую сеть пересечений интересов различных групп населения, то Интернет и особенно социальные сети заполняют бреши между ними. Практически все журналисты традиционных СМИ лично знакомы друг с другом и с основными фигурами медиареальности: политиками, чиновниками, предпринимателями, руководителями творческих студий, кружков, молодежных объединений и объединений пожилых людей, инициативными преподавателями, учеными и т. д. Многие журналисты публикуются в нескольких изданиях. Интернет, по нашему мнению, напротив, не создает стабильных коммуникационных связей (исключая межличностные). Здесь происходят либо массовые, стихийные выплески положительных или отрицательных эмоций людей, либо те же массы игнорируют важные вопросы общественной жизни в пользу обсуждения фильмов или ресторанов.

    Применяя к Интернет-коммуникации модели функционирования традиционных медиа, мы предположим, что здесь сталкиваются вторая и третья модели с доминированием и расширением «вниз» последней, так как потребление образов в интернете, в отличие от такового в реальной жизни почти неограниченно. А это, как уже было сказано, может привести к деградации личности, выключенности целых групп из процесса общественного развития.

    Экстраполяция полученных выводов на медиаполис Санкт-Петербурга, медиасфера которого бесспорно более развита и многоаспектна, позволяет предположить, что существующие медиапотребности жителей мегаполиса удовлетворяются через триединую систему больших групп медиа.

    Центр этой системы составляют инфраструктурные компании, регулирующая их деятельность государственная власть и ее медиапроекция: группы СМИ, аффилированные издательские холдинги, технические и справочные медиаресурсы. Этот центр, стремясь к своей легимации, обеспечивает более или менее стабильное функционирование всей общественной системы, о чем и информирует общественность в своих СМИ. Таким образом обеспечиваются социальные и коммуникационные связи в направлении «сверху—вниз».

    Противоположный вектор связи обеспечивается социально или политически ориентированными негосударственными СМИ, которые либо совмещают представление интересов социальных групп с получением прибыли, либо стремятся к положительным изменениям в обществе, т. е. к реализации потребностей, в том числе и глубинных, представителей как можно более широких социальных слоев и групп. В этом отношении способствовать реализации культурных, духовных, а отчасти и практических потребностей населения способны и прогосударственные СМИ. Но определенный механизм самоцензуры не позволит им зайти настолько далеко, чтобы потребность личности доминировала на интересом государства.

    Третий, из выделяемых нами, компонент медиаполиса опосредует межличностную коммуникацию с целью удовлетворения чьи-либо потребностей. Имеется в виду коммуникация вокруг потребления товаров и услуг, специфическая коммуникация в интернете, которая затруднена в реальной жизни, — международные знакомства, анонимная коммуникация, слежка, навязанная реклама и т. п. Этот компонент медиаполиса формирует всевозможные, зачастую нелогичные тренды. Он создает т. н. виртуальную реальность, которая с одной стороны отвлекает человека от реальной жизни, а с другой, реализует потребность в общении современной атомизированной личности. Вектор социальных связей, которые развивает эта коммуникация, на данный момент, определению не поддается.

Примечания

1. Под этим названием в расширенном виде статья будет включена в коллективную монографию Современный российский мегаполис / Под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012.

2. Корконосенко С. Г. Современный медиаполис: феномен и подходы к изучению // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций / Отв. ред. К.Э.Разлогов и А.В.Федоров. М.: Российский институт культурологии, 2012. С. 70-81. Электронный ресурс. Режим доступа: edu.of.ru/attach/17/193145.pdf (дата обращения 12.11.2012 г.)

3. Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. – М.: Гардарики, 2001. — 328 с. Электронный ресурс. Режим доступа: www.politike.ru (дата обращения 15.11.2012).

4. Сущность этой «политической» ситуации в том, что города федерального значения Москва и Санкт-Петербург по сути выведены за рамки 131-го ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Правительства этих городов сами определяют организацию органов МСУ, их полномочия, состав бюджетных расходов и доходные источники. Таким образом, в Санкт-Петербурге сохранилось «преобладающее значение субрегиональных структур государственного управления» (районных администраций), а сама идея независимого местного самоуправления подверглась «элементарной профанации». См.: Валентей С. Д. Основные проблемы муниципальной реформы в России // Муниципальная реформа в России: От переходного периода к полномасштабной реализации / Отв. ред. Е. М. Бухвальд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 34.

Александр Марченко, магистрант факультета журналистики СПбГУ | 21 ноября 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация