Проникновение в чужие миры и другие проблемы

Почему депортация российских журналистов – «норма» сегодня? Как журналист может защитить себя, находясь в зоне вооруженного конфликта? Почему российские СМИ «выдавливаются» с рынка? Об этом и о себе рассказала Любовь Матияк, третий секретарь МИДа России.

-Если бы у Вас сейчас была возможность вернуться в свой 10 класс, Вы бы выбрали этот же путь?

-В профессиональном смысле – да. У меня интересная работа: я занимаюсь проблемой безопасности журналистов. Это очень сложная тема, она связана с международным гуманитарным правом и сейчас, к сожалению, стала очень актуальна. То подразделение, в котором я работаю, отстаивает права наших журналистов и СМИ за рубежом. Когда я только пришла в МИД, обстановка была совсем иной, сейчас она стала намного более «конфликтогенная»: инциденты совершенно вопиющего характера происходят чаще и чаще, превращаясь в систему. Мы должны в оперативном режиме на них реагировать, работать со специализированными организациями (ОБСЕ, ЮНЕСКО, Совет Европы). Эти вопросы поднимаются на конференциях, во время участия МИДа в подготовке международных документов с той целью, чтобы российские подходы были отражены. Ситуация со свободой слова ухудшается, потому что эти случаи перестали носить разрозненный характер и похожи на целенаправленную стратегию некоторых государств.

-С чем это связано? Чем опасны российские СМИ?

-Российские СМИ имеют все большее влияние на формирование мировой информационной повестки, стали востребованным альтернативным источником не только самой информации, но и критической оценки происходящего на международном поле. Это связано с успехом телеканала Russia Today и агентства Sputnik. Ряд государств, желая установить своего рода монополию в области информации, решить за своих граждан, что им можно смотреть и читать, а что нет, практически насильственно лишил их доступа к альтернативной точке зрения. Эти «идеологические фильтры», равноценные цензуре, противоречат международным обязательствам в сфере свободы слова. Целенаправленная политика «выдавливания» наших СМИ и их дискредитация имеет разные формы: это и депортации, и включение журналистов и масс-медиа в санкционные списки, и отказы в оформлении аккредитации.

-Вы упомянули, что МИД участвует в подготовке международных документов для того, чтобы российские подходы были отражены. О каких именно подходах идет речь?

-Прежде всего, о соблюдении принципа баланса прав и обязанностей, поскольку сейчас в рамках некоторых организаций прослеживается тенденция по абсолютизации свобод. Это не соответствует основополагающим международным документам, в частности, Всемирной декларации прав человека, где указано, что свобода выражения имеет свои пределы в интересах общественного спокойствия и безопасности. Например, террористические группировки используют соцсети как площадку для агитации и вербовки. Если распространение такого контента не ограничить, это приведет к катастрофе.

-Проблема безопасности журналистов касается и их присутствия в зонах вооруженных конфликтов. Как представили СМИ могут обезопасить себя?

-Например, представители СМИ должны носить специальные опознавательные знаки. Во время столкновений журналисты приравниваются к гражданским лицам и потому пользуются наибольшей степенью защиты, но для этого они не должны брать в руки оружие. Нельзя осуществлять никакие действия, несовместимые со статусом гражданского лица. Как только журналист покидает границы профессиональной области, он лишается защиты. Союз журналистов в Москве совместно с МИДом специально проводит курсы для тех, кто хочет освещать события из горячих точек. На них моделируют опасные ситуации. Это позволяет журналисту повысить степень своей защищенности.

-У профессии журналиста масса минусов, в том числе – опасность. А какие преимущества, плюсы, возможности?

-Если ты находишь ту нишу, которая тебе интересна, то работа открывает множество возможностей: встречи с необычными людьми, полное погружение в проблемы выбранной сферы. Развивается аналитический ум и умение видеть причинно-следственные связи и в обычной жизни. Через журналистику человек сталкивается с другими мирами, и это ее главный плюс.

Любовь побывала и в этом мире, журналистском, и в том – в МИДе. Самое удивительное, что я узнала от нее: работникам МИДа нельзя давать интервью, где они высказывают свое мнение о профессиональных вопросах. В Министерстве это жестко регламентировано: официальные заявления и мнения может высказывать только уполномоченный представитель. В случае нарушения этого правила работник подвергается санкциям. Необычно, что Министерство, отстаивающее свободу слова, ввело такой запрет. «Другие миры» для работников МИДа закрыты. Может, и для журналистов на самом деле тоже?

masuamba@gmail.com | 20 апреля 2018
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация