Супермальчик

Почему кому-то приходится скрывать свой возраст

Когда год назад на полосах петербургских газет появилась информация о подростке, который основал бизнес-школу, никто не хотел верить, что какой-то мальчишка чему-то кого-то может научить: сам же, мол, еще ничего не знает. Сегодня у Андрея Павлова первое занятие уже четвертого набора, на которое должно прийти более 200 человек.

Накануне встречи хочу позвонить Андрею, чтобы удостовериться, что наша договоренность в силе. С удивлением, но вовремя вспоминаю, что у него в это время идут уроки, и ответить он, скорее всего, не сможет. Решаю написать ему сообщение и удивляюсь еще раз, потому что он пишет первым: «Напоминаю, встречаемся в 16.00 в «Зоне действия». Серьезный молодой человек.

«Зона действия» – это название коворкинг-центра, такого общего офиса, где работают фрилансеры и начинающие предприниматели и куда Андрей тоже приходит работать. Через час к нему подтянутся волонтеры, чтобы помочь в подготовке к бизнес-школе. Через два он сам будет приветствовать учащихся четвертого потока.

Андрей произносит «Добрый день» и обращается ко мне на Вы.

– Сколько тебе сейчас лет? – начинаю я с одного из самых волнительных для меня вопросов в этом интервью.

– Семнадцать, – быстро отвечает Андрей. Но потом добавляет: Будет через два дня.

Я вспоминаю, что первый раз мы встретились с Андреем Павловым на Петербургском международном инновационном форуме: он работал на выставке с Клубом Инноваторов, не выпускал телефон из рук и отдавал поручения девочкам-волонтерам. Быстро подсчитываю, что тогда ему было четырнадцать лет. Пытаюсь вспомнить, чем я занималась в этом возрасте, и мне становится немного стыдно.

– Как ты туда попал? С чего все началось?

– Я начал заниматься программированием со второго класса. У нас тогда было еще даже не программирование, а такая черепашка, которой мы управляли с помощью команд. Мне больше всего понравилось, что компьютер меня слушается, что я могу им управлять. Уже через год в Аничковом дворце, где я занимался, меня с моими программами выводили на всякие конкурсы и конференции. В седьмом классе я понял, что могу писать программы под заказ, но меня не могут взять на работу. Уровень знаний уже соответствовал необходимому уровню, а возраст – нет. С того момента все и началось. Я собрал талантливых ребят, и мы взяли первый проект на разработку. Еще с шестого класса я занимался техникой, и тогда как раз проходил Зворыкинский проект, через который я и попал в Клуб Инноваторов.

– А твой первый заказ – как ты его в итоге нашел?

– Через сайт для фрилансеров. Первый заказ, я помню, на 270 долларов был. Сделали спокойно. Я еще за полгода до этого понял, что надо зарабатывать деньги, и пошел раздавать листовки, SIM-карты продавал... Шесть месяцев замечательно работал, к зиме я уже был лучшим сотрудником, но денег не было все равно. Тогда я решил: все, пора валить. В этот момент мы и пришли к фрилансу. Нам дали отдел техники в Аничковом дворце, и мы стали там работать. Но потом нас оттуда выгнали, - радостно подводит итог Андрей и расплывается в счастливой улыбке.

– Почему?

– Пришел новый директор и ему не понравилось то, чем мы занимаемся. Нам сказали, что это коммерческое использование помещения, и если мы хотим продолжать, то можно брать это помещение только в аренду. Мы согласились платить арендную плату, но нас в итоге все равно заставили съехать. Бумажки об утверждении проекта до сих пор где-то ходят. В мае мы уехали, тогда же закончился Молодежный инновационный совет, который я тоже делал. Больше мы не сотрудничаем.

– Что было дальше?

– У нас была какая-то сумма денег и летом мы решили провести музыкальный фестиваль. Жутко провалили по бюджету, ничего не провели в итоге, но заниматься чем-то еще хотелось. Нужно было сделать что-то с нулевыми затратами. Проще всего было взять свободное помещение и провести тренинг. Так мы и поступили: пригласили спикеров, собрали где-то человек тридцать слушателей. Так началась бизнес-школа. Сейчас это уже четвертый набор и сегодня должно прийти более 200 человек.

– О чем будешь им сегодня рассказывать?

– Так, пришли мои ребята…Здравствуй, Сереж, – отвлекается Андрей, – Задача: расставить стулья, навести порядок. Я освобожусь не раньше чем через полчаса. Меня не трогать. О чем мы говорили? – отдав распоряжения, снова обращается он ко мне. – Ну, я рассказываю про регистрацию ИП, про то, какие идеи для бизнеса перспективны, а какие - нет, где искать инвесторов.

– То есть ты даешь какие-то конкретные практические схемы. А психологически настраивать пришедших тебе не приходится? Говоришь им, например, чтобы они не боялись?

– Мы предполагаем, раз уж они пришли сюда, то и так достаточно мотивированы. Но если есть такая необходимость, мы помогаем, поддерживаем, рассказываем, что будет, если они обанкротятся...

– Кстати, да, а что будет?

– Если зарегистрировано ИП – то ничего не будет. С ООО сложнее, имущество отдадут, но обычно только то, что принадлежит компании. Нет такого, чтобы кто-то свое имущество продавал. Но мы вообще больше рассказываем про ИП, потому что для них больше программ поддержки. С другой стороны, если финансирование не нужно, то удобнее регистрировать ООО… - видимо, Андрей начинает пересказывать содержание своей предстоящей лекции.

В «Зону действия» начинаются подтягиваться люди. Желающих послушать о построении бизнеса много, стульев точно не хватит на всех, кто-то должен будет расположиться на подушках, кому-то придется стоять.

– А выступать ты не боишься? Аудитория большая, многие старше тебя.

– Помню, когда мне нужно было проводить первый тренинг, человек было немного, но я минут пять не мог начать. Все говорил, ну давайте списочки проверим, еще что-нибудь, никак не мог собраться и начать рассказывать. Но сейчас уже все нормально, волнения нет. Если буду первый раз перед тысячей человек выступать – да, но перед такой аудиторией – только первые секунды.

У входа в помещение, где будет проходить лекция, толпятся люди на регистрации. Я смотрю на этого мальчика, сидящего передо мной в расслабленной позе, и верю – он действительно не будет волноваться.

– Сейчас багаж того, что ты сделал, уже гораздо больше, но ты все еще учишься в школе. Сталкиваешься ли ты с тем, что кто-то не хочет с тобой сотрудничать, потому что тебе мало лет?

– Сталкиваюсь, конечно. Многие знают, сколько мне лет, но вообще мы стараемся не афишировать, потому что это создает много проблем. У меня в команде есть девочка, которая работает с прессой, и она всегда просит не указывать возраст. Когда ребята приходят в бизнес-школу, основная их проблема – это низкий уровень доверия. Они не понимают, почему это бесплатно, не понимают, что тут будет происходить, что учить их буду не я – я провожу только первое, вводное занятие. Понятно, что если бы они думали, что всю бизнес-школу будет вести человек, которому шестнадцать лет, это сразу вызывало бы негативную реакцию. Так было с публикациями обо мне, когда школу только запустили: все стали возмущаться, что может человек к этому возрасту сделать, что может знать? Для тех, кто смотрит поверхностно, это сразу какая-то проблема.

– А родители что говорят? – спрашиваю я и удивляюсь нелепости вопроса.

– Они не знают, наверное, половины того, что я делаю. Знают, что что-то делаю, но где, как – это их не волнует. Они не задают лишних вопросов и не мешают. Они мне никак не помогали, но и не отговаривали.

Замечаю, что в аудитории появляется моя знакомая, студентка выпускного курса университета. Накануне на мой вопрос в социальной сети, зачем ей идти в бизнес-школу, она ответила: «Просто интересно, для общей эрудиции, авось пригодится. Сюда многие пришли от нечего делать, время провести». Такое вот разное отношение к своему времени.

– Как ты думаешь, сколько из пришедших людей начнут что-то свое? – осторожно спрашиваю я.

– Я знаю, что после прошлого набора было открыто двадцать пять ИП. Думаю, человек десять-пятнадцать, – задумчиво говорит Андрей, вглядываясь в толпу. – Но и это было бы очень хорошей цифрой.

– А именно сверстников, которые уже чего-то добились, у тебя много?

– У меня таких знакомых практически нет. Есть одна знакомая девочка Саша, она пришла ко мне в Молодежный совет работать и очень хотела открыть магазин одежды в течение года – и вот, на прошлых выходных магазин у нее открылся. Ей шестнадцать исполнилось в январе. Есть примеры ребят, которые не занимаются предпринимательством, но имеют большие успехи в других сферах, в основном это какие-то международные конкурсы и олимпиады. Например, один мальчик, Егор, занял второе место в мире по робототехнике. Есть примеры успешные, но не так много.

– Одноклассники знают, чем ты занимаешься?

– Они слабо представляют, что я делаю, да и не интересуются этим. Для многих главное сейчас – учить уроки, хорошо окончить школу, чтобы потом поступить в университет. Кто-то знает, что я делаю бизнес-школу, но они говорят, что им, например, лень ехать сюда. А один мальчик подошел ко мне на перемене и всерьез попросил за две минуты рассказать то, что я рассказываю здесь. Я предложил ему приехать на занятие, но это его не заинтересовало. С таким подходом лучше и не думать начинать бизнес.

– Получается, есть проблема, что люди считают, будто в шестнадцать чего-то крутого еще нельзя добиться. С другой стороны есть ты, отличный пример, но ты не хочешь, чтобы про возраст все знали. Может быть, наоборот, было бы здорово популяризировать эту идею, чтобы люди не боялись начинать раньше?

– Да, мы тоже думаем, что нужно это популяризировать. В бизнес-школе я не говорю, сколько мне лет, но мы всегда ставим в пример Сашу – на развитие ее дела отношение к возрасту не влияет. Плюс скоро у меня состоится запуск программы на podster.ru (популярный подкаст-терминал, сайт с программами в аудио формате), я буду вести программу о молодежи, и мы будем рассказывать как раз о том, что можно делать в 15-16 лет.

– Какие у тебя планы дальше, на эти летние каникулы, например?

– О, планов куча. В июне, я думаю, проведем еще один набор в бизнес-школу. В июле все-таки хотим провести успешный музыкальный фестиваль, раз уж в прошлом не удалось. В августе устроим двухнедельный лагерь в Ленинградской области – это будет та же бизнес-школа, но с проживанием, питанием и на свежем воздухе. Кстати, узнали, сколько стоит пригласить Прохорова: хотим к сентябрю пригласить его на занятия в новом наборе. Это обойдется нам в 350-400 тысяч, но это абсолютно реально, – уверяет меня мой собеседник.

– У вас не всегда все получалось…

– Я не вижу ничего страшного в том, когда что-то не получается. У меня не возникает ощущения поражения, возникает только вопрос, какой проект делать дальше. Ну, не получился фестиваль. Молодежный инновационный совет тоже не очень удался, но зато потом появилась бизнес-школа. Даже если мы потеряли какие-то деньги, это тоже не страшно, потому что мы все равно их можем заново на чем-то заработать. Кроме того, мы не кладем их все в одно место, а как-то все распределяем, чтобы развиваться дальше.

– А свой первый миллион ты уже заработал? – напоследок вырывается у меня дурацкий вопрос. Учитывая все, что он сегодня уже успел рассказать, торопливо добавляю: Или, может быть, не один?

– Первый заработал. Пока один, – отвечает Андрей и немного по-детски скромно улыбается.

Юля Дергаева

juliana_dergaeva | 10 мая 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация