На брандмауэре дома № 69 на Малом проспекте Васильевского острова растянулось огромное и яркое панно. То ли Будда, то ли не Будда под деревом в сиянии света, рыбы, русалочий хвост и даже голубой кот, задорно раскинувший лапы между ветвями в самом центре кроны.
В 60-х годах прошлого века руководство Ленинграда решило, что нужно нести культуру в массы и разбавить тусклые стены зданий, где нет окон и балконов, новыми красками. Так появилось целое течение – монументальное искусство, образцы которого нередко заставляют горожан поломать голову над вопросом о происхождении и значении тех или иных шедевров. Панно одного из домов Гаванского рабочего городка провоцирует на то же самое.
Наиболее официальной выглядит информация, опубликованная в 2009 году в газете «Мой район» в рамках акции «Неформальный Петербург». За неимением других сведений интересующимся приходится принимать то, что на панно изображен Будда, которого в начале 80-х годов выполнила группа молодых художников-студентов Мухинского училища.
Но если покопаться в Интернете, то можно встретить самые разные версии возникновения панно на брандмауэре, которые далеко не всегда согласуются между собой. Договориться не удалось даже о названии, мне встретились два – «Мир воды» и «Вселенная Будды». Цели проекта также разнятся. Одно из предположений состоит в том, что это такая комсомольская попытка примирения – в 80-х годах шла война с кришнаитами. Гонения на них, действительно, были. Последователи Кришны пытались зарегистрировать ОСК (Общество Сознания Кришны) в СССР с начала 80-х годов, но удалось им это только в 1987. А до этого – постоянные суды, обвинения и преследования по статьям за «тунеядство», «нарушение паспортного режима» и «бродяжничество». Тем не менее, представители сегодняшнего ОСК не смогли дать комментарий по поводу росписи брандмауэра, сославшись на то, что это не имеет к ним никакого отношения.
Другие склоняются к тому, что изображение как-то связано с прорывом блокады Ленинграда, потому что в верхней части панно можно увидеть разорванное кольцо. Сама же акция носила международно-молодежный характер. Предположение о связи с блокадой кажется, на первый взгляд, невероятным и притянутым за уши, но ознакомившись со следующим мнением можно увидеть в нем свое зерно истины. Чем гадать дальше, я решила обратиться к местным жителям, непосредственным очевидцам процесса создания панно. Денис Соловьев поведал следующее: «Красивое индийское панно, нарисовано студентами. Я жил напротив «городка Дриля» (прим. Гаванский рабочий городок), на Гаванской, а до этого там жили мои родственники. Вот родители мне и рассказали, откуда взялось это панно – был обмен между художественным учебным заведением Индии и нашей «Мухой». Студенты нарисовали символ Ленинграда, каким они его видят, похоже, с точки зрения индийской традиции».
Наталья Афонасьева