Тема: Молодежь и политика. Ведущие или ведомые?
Немецкий социолог Карл Мангейм сказал: «Молодежь – это потенция, готовая к любому начинанию». Вопрос только в том, какие силы будут двигать эту молодежь. В России по официальным данным, каждый четвертый гражданин относится к этой категории. Позиция и активность молодежи важна во все времена. Но сейчас это особенно кстати. К 2020 году к власти в государстве должны прийти дети «новой России». Дети, которые не читали дедушку Ленина и так и не стали пионерами. Поколение «Контакта» и «Твиттера», плоды виртуальности.
Социологи отмечают слабую вовлеченность нынешних двадцатилетних в политику. По данным ВЦИОМа за 2007 год до 70% молодых россиян не хотят вступать в какие-либо политические и общественные организации. Подавляющее большинство слабо информировано о деятельности основных политических институтов и молодежных организаций. Кроме того, доля молодых, активно участвующих в жизни общества составляет лишь 7%.
Оставляет желать лучшего и политическая грамотность. Разработана даже федеральная целевая программа «Молодежь России». Её авторы отмечают: «При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет может ограничить возможности развития страны, в том числе из-за сокращения экономически активного населения и из-за трудностей с определением государственной политики в любой сфере».
Сейчас государство вновь пытается создать для «детей постсоветской России» идеологическую платформу, вселить веру и надежду в светлое будущее нашей страны. Попытки пока безуспешны, вездесущие информационные шумы не дают правильного результата. Это поколение демотиваторов, поколение скепсиса и недоверия ко всему. Именно поэтому, какими бы благими не были бы чаяния партии власти, «Наши» «ихними» не станут.
«Мы будем обращать внимание на наиболее резонансные события, мы будем бороться с правовым нигилизмом, мы не будем молчать, когда чиновники-коррупционеры плющат наших товарищей, когда на улице избивают людей, когда мажоры на джипах сбивают людей и пытаются скрыться», – обещает недавно избранный лидер «Молодой Гвардии» Тимур Прокопенко. Но разве кто-то верит сегодня обещаниям. Тем более из уст тинэйджеров, собирающихся бороться с коррупцией.
С недавних пор организованный «Селигер» - еще один метод политработы над молодыми. А для кого-то веселый и интересный отдых на природе. Алёна Семенова, участница форума-2009 рассказывает: «Люди там действительно интересные собрались, умные, стоящие. Но портреты Медведева с Путиным и их цитаты на каждом шагу ну очень бесили. Кстати, в нашей смене было много либо индифферентных, либо скептически настроенных к нынешней власти. Считаю это мероприятие не особо полезным. Из моих знакомых, якобы получивших гранты и стажировки, никому не помогли».
Российское государство не учится на своих ошибках. Упор на «партии и гвардии» – всё это с советским нафталиновым душком. «Мы имеем сегодня систему образования, которая реформируется и меняется, но, тем не менее, не может дать внятную матрицу для развития. В Америке на это работает целая индустрия. Это произносится со всех уголков. Вы пошли в магазин кошечке корма купить, и ненароком, где-то, 25-м кадром вам обязательно об этом напомнят» - говорит журналист и член Общественной палаты Тина Канделаки.
Этот скепсис, который сквозит со всех щелей, возможно, одна из главных причин политической неграмотности населения, мысль о том, что, я могу изменить что-то, вызывает усмешку окружающих: «Вася, это же система, не суйся, а то она тебя проглотит».
Недоверие власти начинается на городском и региональном уровнях: назначение губернаторов президентом, а теперь еще ректоров крупнейших вузов. Все это воспринимается как ущемление гражданских прав. Молодые смотрят на Госдуму, как на марионетку правительства, как на способ протащить нужный законопроект. И какими бы ни были попытки обсуждать законопроекты «Об образовании» и «О полиции», любая инициатива власти будет восприниматься как вызов народу.
«Среди студентов, имеющих хоть какое-то представление о политике в нашем государстве, бытует такое мнение: «Единая Россия» - «партия воров и жуликов», под ее начинаниями кроется корыстный мотив и попытка пропиариться, коммунисты... ну, коммунисты, это сейчас совсем смешно, ЛДПР и Владимир Вольфович – это вообще цирк, ну, а «эсеры» тоже под «ЕдРом» ходят. И вообще вся наша Дума – иллюзия плюрализма» – говорит студент СПбГУ Александр Урсул.
Еще один камнем преткновения становятся выборы: незаинтересованность в их участии. Отмена графы «против всех» и минимального порога явки привела в недоумение не только максималистов, но и всех адекватно мыслящих граждан. Предстоящие выборы-2012 уже вызывают опасения. «Скорее всего, я пойду, чтобы разорвать бюллетень», - говорит студент СПбГУ Матвей Иванов. – «Во-первых, я не верю в их прозрачность и честность. Во-вторых, за тех кандидатов, что есть (будут), я голосовать совсем не хочу. Или молодежь пойдет на выборы рвать свои бюллетени, или пойдет голосовать за кого угодно, только не за "нужных", не за тех, кто стоял у власти столько лет, не за ЕдРо».
Для оппозиции сегодня тоже множество путей: «Другая Россия», «Молодежное яблоко», коммунисты, «Оборона» и т.д. Часто именно в рядах этих организаций встречаются умные ребята с конструктивной позицией и собственным взглядом на решение тех или иных проблем. Но деятельность и этих организаций сводится к нулю при наличии в их рядах маргиналов. «Государство всегда стремится сделать протест частью общего спектакля ( например, «Стратегия-31» - митинг в защиту прав на митинг). В его интересах создать видимость протеста для успокоения масс. Ведь и 1-го мая шествие возглавляет тоже «Единая Россия» - считает студент-анархист Сергей Кагермазов.
Все больше думающей молодежи сегодня симпатизируют Алексею Навальному. По данным «Левада-центра», 76% молодых верят информации на сайте «РОСПИЛ». Еще одной альтернативой традиционным выступлениям стали акции протеста Арт-группы «Война». Сочетание искусства и бунтарства, да еще и поощряемое премией «Инновация» в области культуры.
А кто-то начинает с малого, пытаясь изменить ситуацию в отдельно взятом университете. Студенты филологического факультета СПбГУ организовали «Студсовет» и вот уже год пытаются отстоять права универсантов. «Студсовет» нужен всегда, потому что самоуправление — это важный элемент гражданского общества, но то, что он появился именно сейчас — это четкий индикатор, этакая лакмусовая бумажка нынешней ситуации в Университете, когда администрация далеко не всегда учитывает мнения преподавателей и студентов, и необходимо бороться за свои права» - рассказывает активист «Студсовета» Виктор Воробьев.
Вот и выходит, что ведомые государством на деле ни к чему здравому и оригинальному привести не смогут в силу своей зависимости. А толковые и самостоятельные потеряют свою силу, как только выйдут из оппозиции, потому что только борьба стимулирует их к действиям и становится смыслом их существования.