Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Идеал в своем общеупотребительском значении – высшая степень чего-то ценного для человека, завершенное состояние какого либо явления. Идеал в гносеологическом смысле – истина, в эстетическом – прекрасное, в этическом – совершенство. Отсюда сразу вытекает вопрос о происхождении идеала, то есть об источнике идей высшего образца. Человеку присуща способность анализировать свои поступки, деятельность, и на этой основе делать выводы, так как от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. Изначально идеальные образы формируются, имея под собой основу практического отношения людей к окружающей его действительности, с опорой на формы, созданы предыдущим поколением.

«Идеал» как специальное понятие ценностного, в частности, морального сознания и этического рассуждения формируется в просветительской и романтической мысли. С самого раннего возраста у каждого из нас формируется подсознательное представление идеала, нередко образцом нашего подражания становятся родители, на которых мы стремимся быть похожими. На вопрос «Кем ты хочешь стать?» многие шестилетние дети отвечают: «Я хочу быть, как мама – учителем», но даже с этого возраста идеалы детей расходятся: одни направляются по следам своих родителей и стараются быть похожими на них, а остальные выбирают свой жизненный путь, видя себя космонавтом, военным, балериной. С течением времени и интересов ребенка меняется и их идеал. Если в детстве они хотели стать борцом справедливости и занять пост начальника полиции, потому что правильное воспитание твердило, что это хорошо, то теперь, переходный возраст оставил далеко позади все их прежние мечты и теперь цель направлена на достижение престижной должности нефтяника.

На формирование человеческого идеала влияет очень много и других факторов: друзья, школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить влияния такого серьезного фактора, как религия. Религия относится к разряду социальных явлений, которые всегда будут нам сопутствовать. Православная церковь играла огромную роль в политической и духовной жизни России. Мотивы введения вероучения в образовательный институт были установлены многолетней традицией российской образовательно-воспитательной системы и подкреплены современными тому периоду научными исследованиями и доводами.

Источником идеализации всегда является потребность в преодолении противоречий, возникающих на том или ином этаже социального здания. Именно социальные противоречия очень болезненно травмируют людей и поэтому возбуждают у них желание так преобразовать "противоречивый" объект, чтобы хотя бы мысленно очистить его от противоречий. Это и приводит к противопоставлению существующему должного (идеала). В развитом обществе, где всегда существуют уже готовые идеалы, процесс формирования новых идеалов значительно усложняется. Общепризнано, что новые идеалы возникают на основе критического анализа старых. Особую роль здесь играет синтез. Не случайно, известный французский художник М.Дени как-то заметил, что "стиль - это синтез". Действительно, если внимательно присмотреться к истории мировой живописи, то обращает на себя внимание следующая закономерность: каждый новый стиль возникает, как правило, на основе синтеза старых стилей.

Не смотря на то, что идеал имеет общие основы для многих людей, он, по мнению ряда мыслителей Русского Зарубежья, может приобретать и индивидуальные черты. Так, например, В.В Зеньковский, С.И Гессен, И.А Ильин считали, что у каждого человека должен быть свои идеальный образ, к которому необходимо стремиться в силу своих возможностей и духовного совершенства. Н.О Лосский полагал, что каждый человек стремится реализовывать в своей жизни некоторую идею, выражающую его личностное и незаменимое назначение. Но, по его же мнению, человек должен прибавлять к этому и некоторые абсолютные ценности, которые помогут, в свою очередь, сохранить свой особый и неповторимый идеальный смысл.

Как это ни печально, но лишь малая группа людей считают своим идеалом человека, который воспитан на традиционных духовно-нравственных ценностях - таких как добро, совесть, чувство долга, красота и др., которые должны определять его поведение в жизни. А ведь это как раз и является основой «хорошего идеала», о чем так много писали мыслители Российской эмиграции.

bergen | 19 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль