7. Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

7. Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

1. Идеал для становления личности.

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха...» - произведение В. Маяковского, начинающееся с этих слов, помнит, пожалуй, каждый ребенок, который в будущем станет взрослым, и каждый взрослый, который когда-то был ребенком. В этих строчках, написанных великим советским поэтом, заключается логическое объяснение понятий добра и зла. Несмотря на то, что стихотворение написано со всей доверительностью, наивностью, так присущей детской лирике (даже если мы говорим о Маяковском), оно чрезвычайно поучительно и понятно. Описывая конкретные ситуации, будь то ветер, рвущий крыши, драку, любовь к гигиене и т.д., автор, словно учитель, декларирует нормы, которые обязан соблюдать каждый воспитанный ребенок.

За почти девяносто лет с момента написания стихотворения эти строки совершенно не потеряли своей актуальности. Объяснение этому явлению чрезвычайно простое - изменилась мода, манеры общения, но незыблемым осталось главное - правила морали, ее идеал.

Когда в человеке закладываются идеалы? Обычно это происходит в детстве, и прежде всего, под влиянием воспитания родителей. Именно от этого периода зависит, каким человек войдет во взрослую жизнь, и какую оценку дадут его поведению в обществе. Чтобы «вручить» ребенку понятия нормы и не-нормы используются самые различные средства - детские сказки, мультфильмы, собственные примеры из жизни, в конце концов, ребенок сам смотрит за поведением родителей и старается повторить за ними их действия. Для ребенка в этот момент идеалом являются его родители.

Чем тверже, фундаментальнее в человеке формируется система ценностей, тем более стабильным он становится во взрослой жизни. Стабильность - качество, очень востребованное в современном обществе. Именно поэтому роль раннего воспитания в становлении личности с каждым годом растет.

Если человек получает плохое воспитание, то система его ценностей в дальнейшем может быть подвержена различным «атакам» со стороны общества, что может разрушить все внутренние установки человека, все его духовно-нравственные догмы. Это опасно не только для самого человека, но и для общества в целом. Таким образом, современным родителям не стоит преуменьшать роль воспитания в новом обществе, в дальнейшем это может сыграть с ними злую шутку.

2. Признаки идеальности

Само слово «идеал» имеет множество трактовок и определений, а также несет в себе несколько признаков - индивидуальность, образцовость, и главное, на мой взгляд - недосягаемость. Существует известная фраза: «Все гениальное - просто». Как мне кажется, эти слова можно применить и к «идеальному». Приведем в пример знаменитую Пизанскую башню. Что было бы, если колокольня получилась действительно такой, как планировалась в проекте? Несомненно, она бы привлекла внимание туристов, но совсем не в такой степени. Ошибка архитектора привела к тому, что башня стала уникальной и неповторимой (парадокс, не правда ли?), что и стало одним из признаков идеальности, повлекшим за собой миллионы туристов. Безусловно, в некоторых странах существуют подобия «итальянского чуда», но они не являются идеальными, т.к. не являются первыми в своем роде. Отсюда вытекает еще один признак идеальности: идеал - это то, что возникает первым в своем роде.

3. Идеал в литературе

Вернемся к признаку недосягаемости идеала. Очень часто, говоря об идеальности, мы произносим слово «утопия», которое в наше время стало обозначать не только жанр литературы, но и недосягаемость, несбыточность чего-либо. В 20 веке набрал популярность жанр антиутопии, в котором творили Замятин, Хаксли, Оруэлл. Таким образом, тема утопии/антиутопии с каждым годом получала все большую популярность.

В заключении мы можем сказать, что роль идеала в современной жизни велика - как на первичном уровне - воспитания, так и в культуре.

poliglot2011 | 19 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль