В культурной столице прошумело открытие международного театрального фестиваля «Александринский». В рамках этого события Петербург посетят ведущие труппы театров России, Европы и Китая.
Так в первую неделю октября петербуржцы смогли взглянуть на русскую классику глазами финнов. Национальный театр Финляндии привёз осовремененную постановку пьесы Горького «На дне».
Вопреки стереотипам и традициям, которые свойственно приписывать нашим скандинавским соседям, спектакль вышел крайне динамичным. Первые пятнадцать минут своей тишиной объяснили зрителю: спектакль немой. Но вдруг один из героев, наконец, проронил слово, заметно оживив зал. И тут начался балаган. Моментами энергичность актёров просто зашкаливала. Зачастую они разговаривали хором, перебивая друг друга, кричали, бегали и танцевали по поводу и без.
Нужно отметить, что музыкальное сопровождение труппа обеспечивала сама. Актёры играли на барабанах, тазиках, разделочных досках, используя ножи, тарелки и всё, что попадётся под руку. Несмотря на странный, хаотичный выбор инструментов, аккомпанирование было чётко организованно и звучало крайне интересно.
Более того, актриса, исполняющая роль Наташи, обладает поистине золотым голосом. Она исполняла песни или напевала что-то для создания атмосферы. Каждый раз это было уместно и очень красиво.
Все перестановки актёры делали тоже самостоятельно, прямо во время акта. Так, например, Василиса во время действия принесла в свою комнату ванну, поставила её на край площадки и начала наполнять водой.
А затем публика лицезрела полное оголение героини. Без этой сцены вполне можно было обойтись, но что сделано – то сделано. Можно лишь похвалить актрису за смелость и прекрасную фигуру. А художников по свету - за оформленную со вкусом цветовую подсветку.
Также актёры не пренебрегали курением на сцене. Делали это настолько же часто, как и вставали спинами к зрительному залу. Далеко не всем гостям пришёлся по душе витающий в воздухе дым. Однако «На дне» - постановка, подразумевающая подобные сцены. И курение – далеко не самая вредная привычка её героев.
Действо было насыщено не только танцами, но и акробатикой. Настя показала потрясающий цирковой номер на канате. Рассказывая о себе на русском языке, она балансировала в воздухе и выполняла трюки.
Главным минусом перфоманса были языковой барьер и субтитры. В неосвещённом зале «проекторные» буквы расплывались. С задних рядов зрителям со слабым зрением прочесть текст было весьма затруднительно. Более того, во время оживлённых сцен приходилось делать выбор: смотреть на площадку и догадываться о смысле интуитивно, либо читать текст и не видеть игры.
Аудитория оказалась абсолютно разношёрстной. Детей, конечно же, не было, но зал равномерно заполнился и студентами, и пожилыми людьми, и зрителями среднего возраста. После спектакля я задала своим ровесникам несколько одинаковых вопросов. Для интервью выбрала незнакомых между собой девушку и молодого человека, чтобы услышать мнения полярных сторон:
Анна Осипенко, студентка
- Аня, какие впечатления от спектакля?
- Очень понравился. Но он достаточно сложный для понимания, не каждый возраст поймёт.
- Что понравилось больше всего?
- Как играли актёры – достаточно эмоционально.
- Что не понравилось?
- Нет такого, что не понравилось.
Леонид Копанько, студент
- Леонид, как вам постановка?
- Очень понравилась.
- Что именно понравилось?
- Больше всего мне понравилась живая игра актёров. Надоели фильмы, охота чего-то нового, увидеть актёров вживую.
- Что не понравилось?
- Дым. Я занимаюсь спортом и не люблю такие вещи.
Подводя итог, нужно сказать: постановка тронула своей искренностью. Актёрский состав у финнов действительно сильный – каждый герой жил на сцене и погружал зрителя в свою реальность. У режиссёра есть чувство юмора и вкуса. А двухчасовой спектакль без антракта – это удобно и комфортно для наблюдателя.