"Евгений Онегин" на новой сцене Мариинского театра
Разбросанные разноцветные яблоки, стог сена и печальная Татьяна с книгой – так оживает пушкинский «Евгений Онегин» на сцене Мариинского театра. Правда, не всегда пушкинский. Стоит вспомнить сцену свидания Ольги с Ленским, который после признаний в любви и слов о девственных чувствах, скидывает с себя одежду (к счастью, не всю) и … героиня оказывается в стоге сена. А что няня? – спросите вы. Она только грозит пальчиком да улыбается. Разве такую «энциклопедию русской жизни» описывал Пушкин? Быть может, столь смелый ход обусловлен адресованностью постановки молодому зрителю, хотя я, например, не совсем понимаю причины, подтолкнувшие режиссера опорочить чистую любовь Ленского, ради которой он пожертвовал жизнью. Неужели из-за бессмысленного смеха зрителя?
Также удивляет чрезмерная активность Татьяны Ларины, которая по книге «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива», а на сцене вдруг оживает, вскакивает на стол…
Декорации радуют своей реалистичностью, но на этом их роль не заканчивается. Они показывают внутренний мир героев. Яркие яблоки меняются засохшими деревьями и темными тонами – показываются чувства Татьяны, отверженной Евгением. Пустая сцена с вращающимся колесом – неизбежность смерти одного из друзей в роковой дуэли. Украшения придают особую атмосферу происходящему на сцене, а занавес и вовсе открывается неравномерно, подчеркивая самое важное, как фокус в фотоаппарате. Искусное исполнение музыки оркестром заставляет зрителя покрываться мурашками и переживать все события самому.
Можно выделить еще одного главного героя – толпу, которая то проявляет активность и любопытство, а то и вовсе замирает. Особенно впечатляет сцена встречи замужней Татьяны и Онегина, когда все происходящее уходит на второй план, останавливается. Где-то ходят пары, но все далеко – есть только двое влюбленных и супруг героини. ..