"Евгений Онегин" на новой сцене Мариинского театра
Перед началом спектакля у меня был страх: сможет ли роскошь бала и фабульная насыщенность19 столетия сочетаться с острыми углами и минималистическими убранствами зала 21 века? Опасения растворились, как только ассиметричный занавес откыл усыпанный созревшими яблоками сад усадьбы Лариных. Декорации первого действия зрительно настолько не сочетались с нарядами действующих лиц и той эпохой вообще, что недоверчивый зритель счел бы это за отсутствие у художника-постановщика классического видения и четких представлений о жизни того времени, однако в этом, на мой взгляд, заключалась высшая степень проникновения в эпоху и режиссера Алексея Степанюка, и художника-постановщика Александра Орлова.
Разговор Онегина с Татьяной в летнем саду погрузил меня в состояние абсолютного восторга. Бывает так, что высшая оценка достигается только благодаря сочетанию взаимодополняющих друг друга компонентов, которые не могут существовать по отдельности. В этой же сцене на высоте было и исполнение, и художественное оформление. Сад, деревья, ночь, луна,– все было настоящим настолько, что Татьяна могла чувствовать прохладу того летнего вечера, когда Онегин в исполнении Дмитрия Лаврова пропел:
«…Напрасны ваши совершенства
Их вовсе недостоин я».
По иному мне виделся Онегин, однако сравнивать мне больше не с кем.
От арий Татьяны холодок по коже ощущаешь даже во втором ряду балкона. Ее метания, страх, сомнения и меня заставили нетерпеливо ждать ответа Онегина. Гелена Гаскарова – настоящая Татьяна!
Наша группа студентов-театралов, несмотря на почти четырехчасовое пребывание в театре, сразу начала обсуждать только что увиденное. Сошлись в одном – может, место особенное, а может время очень подходящее, но предыдущие разочарования в опере затмило медовое сопрано Татьяны и сад усадьбы Лариных.