"Евгений Онегин" на новой сцене Мариинского театра
Я считаю, самой удачной, живой, настоящей была пронзительная сцена объяснения Татьяны и Онегина, которые встретились на балу спустя несколько лет после основных событий. На признание Онегина и мучения Татьяны смотришь с невероятным трепетом и настоящим беспокойством за их дальнейшую судьбу, несмотря на то, что вроде бы знаешь, чем все должно закончиться. После слов Татьяны «а счастье было так возможно…но прошлого не воротить…» всегда становится грустно. Ведь сколько было таких ситуаций в жизни каждого человека, когда счастье было так близко, но из-за каких-то обстоятельств становилось невозможным.
Татьяна поражает красотой, чистотой и внутренней силой. Казалось бы, женщина – порывистое создание, способное ради чувств совершать необдуманные сумасшедшие поступки, а мужчина – образец достоинства, чести, чувства долга. Здесь же все наоборот. Онегин остается до крайности самолюбивым и эгоистичным, он даже не просит Татьяну, он требует: «Ты для меня должна оставить…». Однако «долг чести чувства побеждает» и Татьяна остается верна своему мужу и самой себе. Я всегда очень переживаю за Татьяну, а сможет ли она сдержаться, сохранить свое достоинство, не поддастся ли на уговоры Онегина. Лично для меня, это ключевой момент произведения. Представим, что в альтернативном варианте финала Татьяна бы ответила Онегину взаимностью и ушла от мужа. Кажется, случился «хеппи энд», и они бы были счастливы вместе, однако – нет.