Недавно открылась выставка «IMAGOSOPHIA» на философском факультете. В преддверии самого мероприятия, наш корреспондент связался с одним из организаторов - студенткой третьего курса Ермошиной Ксенией - и задал ей несколько вопросов.
- Скажи, каким образом вы пришли к идее конкурса философской фотографии?
- Сначала студенты объединились в группировку «Философский беспорядок»: мы помогали друг другу сдавать сессию. Но потом у нас появилось новое увлечение. Мы брали философские термины и пытались на их тему визуально фантазировать. Иногда использовали персонажей из массовой культуры – того же Морфиуса из «Матрицы». Известные герои смешивались с философскими понятиями, и получались такие полукомиксы-полуприколы. Наши работы стали известными на факультете, поэтому в позапрошлом году мы организовали выставку «IMAGOSOPHIA». В этом году мне поручили провести философскую студенческую конференцию, и в рамках неё я решила устроить конкурс фотографии.
- А какая идея стоит за конкурсом? Какой смысл вы вкладываете в проект?
- Вообще, идея очень проста. Она связана с таким понятием, как синестезия - попыткой синтезировать несколько видов духовной деятельности. Я считаю, что философия должна выходить за рамки текста. Это решит главную проблему искусства, ведь сейчас людям нечем говорить! Современное искусство, как мне кажется, находится в состоянии полной беспочвенности. Фотографируют голых баб, засунутых в ведро со льдом; пытаются воссоздать то, что уже давно было сказано. А с визуализированным словарём как раз можно заниматься поиском новых форм.
- Почему для конкурса была выбрана именно фотография? Творить можно и с помощью музыки или живописи.
- Мы решили начать с индивидуального искусства, потому что оно самое подручное. Все сейчас фотографы. Все ходят с фотоаппаратами. Фотография очень доступна.
- Не могла бы ты рассказать, какие требования вы предъявляете к фотографиям, чтобы их можно было по праву назвать философскими?
- Это сложный вопрос, потому что любую фотографию можно представить как философскую. Задача нашего конкурса состоит в том, чтобы замысел предшествовал фотографии, а не вычитывался из готового снимка. Есть и другие требования. К примеру, у работы обязательно должно быть название. Фотография должна сопровождаться и описанием. Жюри не пророки, не гадалки, человек должен сам объяснить свою фотографию. Задача участников – работать на стыке между словом и изображением.
- Как ты уже сказала, в этом году выставка будет проходить не в первый раз. Какие изменения произошли с прошлого раза?
- В этом году мы получаем сильную поддержку со стороны кафедры и администрации факультета. Профсоюз даже пообещал выделить средства на печать фотографий – хотим сделать их большими. Также мы привлекли ребят с кафедры музейного дела – они помогут нам организовать выставку правильно.
- А как будут вознаграждены старания победителей?
- Планировалось отметить трех победителей. Хотя нам будет тяжело определить лучшего. Поэтому можно добавить приз зрительских симпатий. Так как конкурс организовывается за счёт студентов, деньги дарить не будут. Победителей вознаградят дипломами, подписанными деканом факультета и членами жюри. Помимо дипломов, в качестве главных призов будут вручены книги о фотографии. Но не такие, как «Стань фотографом за 30 дней», а более глубокие. Плюс лучшие участники получат плёнки, рамки и альбомы.
- Какое место жанр фотографии занимает в истории философии?
- Мотив образа и изображения присутствовал в философии во все времена. Когда в XX веке светотехника позволила использовать фотоаппарат, люди с философским образованием стали к нему обращаться. Например, философ Ролан Барт посвятил множество работ осмыслению феномена фотографии. Некоторые философы и вовсе стали говорить о связи смерти и фотографии, воспринимали фотографию как род убийства. Ведь ловя момент, ты вырываешь его из общего хода жизни. Смотря на фотографию, ты видишь остановленную жизнь. Сюзан Зонтаг даже написала книгу «Созерцая боль других» про военную фотографию - о том, что, фотографируя на войне, ты убиваешь дважды.
- Что бы ты хотела пожелать участникам конкурса и читателям этого интервью?
- Я обычно всем желаю не бояться. Лучше быть наглым, молодым и энергичным, чем сидеть и ждать, пока кто-то другой сделает за тебя то, что ты и сам мог бы сделать. Даже если ты сделаешь это не так круто, как планируешь, пасовать не стоит. Ведь только так, я думаю, можно изменить мир.