В Санкт-Петербурге увековечивают память великих поэтов: губернатор Валентина Матвиенко призвала жильцов коммунальной квартиры Иосифа Бродского в Доме Мурузи к расселению, чтобы создать мемориальный музей, а во дворе Здания Двенадцати коллегий СПбГУ открыли российско-голландский «памятник любви» Осипа и Надежды Мандельштам.
В минувший понедельник Иосифу Бродскому исполнилось бы 70 лет; в 1972 году он был выдворен властями в США и покинул родной дом – знаменитый мавританский особняк на Литейном проспекте, где в «полутора комнатах» жил с самого рождения. Современными же властями принято решение создать в квартире мемориальный музей. Пока, впрочем, проект стопорится: в коммуналке уже расселены три комнаты, но жильцы еще двух отказываются идти на компромисс. «Им предложены уникальные условия: отдельные квартиры в центре города, выкуп комнат. Позиция жильцов совершенно неадекватна», - заявила губернатор Валентина Матвиенко.
А во вторник в СПбГУ, где уже стоит памятник Иосифу Бродскому, в торжественной обстановке открыли памятник чете Мандельштам. Скульптуру установили неподалеку от Филологического факультета, где чуть меньше века назад обучался студент Мандельштам.
Композиция памятника напоминает ломкое дерево, у вершины которого парят обнявшие друг друга Осип и Надежда; небольшой воздушный монумент соединяет в себе классические формы и тенденции современной скульптуры. Через семьдесят с лишним лет после трагической гибели поэта его стихи читают не только на родине. В этом году в Голландии выйдет полное собрание сочинений Осипа Мандельштама, а в Лейденском университете планируют установить такой же памятник, как и в СПбГУ.
- Когда много лет назад я познакомилась со своим мужем (графиком Ситсе Х. Баккером - выставка его работ в музее В.В. Набокова продлится до 30 мая – прим. К.А.), все в его комнате было завалено кипами переводов Мандельштама на голландский, - рассказала Ханнеке «Известиям». – Так, сравнивая разные интерпретации, можно добраться до сути поэзии. Моя любовь к Мандельштаму началась с «Армянского цикла».
- Это самые пронзительные стихи о моей родине, - сказал сразу после открытия памятника автор пьедестала Хачатур Белый.
Впрочем, на постаменте высечено стихотворение поэта «О как же я хочу», написанное в 1937 году в Воронеже и обращенное к жене. Авторы памятника решили, что эти стихи как нельзя лучше сочетаются с замыслом проекта.
Открывшийся публике памятник – пятый по счету в России и второй в Санкт-Петербурге. По словам Павла Нерлера, председателя Мандельштамовского общества, все монументы памяти поэта были созданы по инициативе «снизу». Интернациональный проект спонсировали отечественные и зарубежные частные культурные фонды, а работа российско-голландского тандема художников была добровольной - и бескорыстной.