Выставка гравюр Джона Тенниела, или Чем ворон похож на письменный стол?

С 15 июля по 14 августа в галерее InArtis пройдет выставка иллюстраций Джона Тенниела к «Алисе в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла.

Совместно с автором «Алис» Льюисом Кэрроллом они создали неповторимый образ всех героев этих рассказов. Именно благодаря Тенниеллу мы представляем себе Алису только с длинными волосами, хотя автор видел её лишь с короткими, а Чеширского кота с неизменной улыбкой до ушей. Работа была проделана в далеких 60-х, поэтому к нашему времени «Алиса» сильно изменилась: Красная Королева никак не похожа на страшную ведьму, скорее на изумительную ведьмочку, да и сама девочка заметно повзрослела. Но классика – есть классика.

Тенниелл сам нарисовал все иллюстрации на деревянных дощечках, из которых были вырезаны рельефные клише. Потом с них были сняты металлические копии – «гальвано» для тиражирования иллюстраций. Оригиналы работ до 1985 года хранились в архиве издательства «Макмиллан», когда оно решило отпечатать  ограниченный тираж этих гравюр, который официально является первым и единственным изданием. Этот тираж  печатался больше года.  Благодаря этому теперь москвичи и петербуржцы могут любоваться «настоящей» Алисой.

Очутившись в выставочном зале, будто попадаешь в кроличью нору вслед за Алисой. Тут-то все и начинается. Вглядываясь в маленькие картинки, сначала мирно разговариваешь с Чеширским котом, а через секунду уже сражаешься с Бормоглотом, а вот уже пьешь чай с Болванщиком и мучаешься вопросом: чем ворон похож на письменный стол? И правда, чем? Сам Кэрролл признавался, что он не задумывался над отгадкой, когда придумывал этот вопрос к сцене чаепития, но поток писем от читателей был столь силён, что в переиздании 1896 года автору пришлось добавить несколько вариантов разгадок. «Poe wrote on both», что означает «По писал о них обоих», или «По писал на них обоих».

На вопрос, вызван ли ажиотаж вокруг произведений Кэрролла недавно вышедшим фильмом «Алиса в Стране чудес», куратор выставки Лев Платонов отвечает широкой улыбкой, как у того самого кота. Но влияние Бартона не отрицает:

– Конечно, благодаря картине Тима Бартона, интерес к нашей выставке вырос, но задумывали ее мы давно. Это не зависело от фильма, – объяснил он.

Недавно выставка прошла в Москве, а теперь до 14 августа гостит в Петербурге. И этот выбор мест не случаен.

– Льюис Кэрролл, автор «Алис», за единственное в жизни зарубежное путешествие посетил только эти два города. Это своеобразное возвращение писателя в Россию, – рассказал Лев Платонов.

Организаторы выставки в скором времени сбираются открыть в Москве музей графики, где и будут храниться оригинальные гравюры «Алис». Остается надеяться, что про Петербург они тоже не забудут…

Ксения Бунина | 17 июля 2010
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация