Перед «побегом» из России Рудольф Нуриев приобрел большое количество ткани на костюм для балета «Баядерка». За 32 года жизни за границей он стал всемирно известным танцором, вернул на сцену мужчину-премьера, объездил с гастролями мир. Менялись постановки, менялись партии, менялись костюмы. С 10 июля по 12 сентября в Музее музыки в Шереметевском дворце жители Петербурга и его гости смогут по достоинству оценить сценические наряды гения балета на выставке «Рудольф Нуриев. Нити времени». Первыми экспозицией вдохновились корреспонденты Uni Кристина Федорченко и Таня Иванова.
На выставке представлено более 50 костюмов знаменитого танцора балета и его партнерш страховой стоимостью 50 000 € каждый. Большую часть экспонатов предоставил Национальный центр сценического костюма Франции. Именно в этом Центре недавно проходила подобная выставка. Несколько костюмов предоставило Вагановское училище, некоторые – парижская Опера.
– Это выставка-образ. Мы отошли от деталей жизни Рудольфа Нуриева. Он – человек, в прямом смысле, покоривший мир. И мы считаем, что для российского зрителя, не видевшего Нуриева кроме как на пиратских записях, личность не так важна, – рассказывает Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства.
Грамотное планирование вставки дизайнером Эмилем Капелюшем и его работа с музейно-театральными средствами создают у посетителей возвышенное настроение.
– Я буду рад, если гости оценят дорогой профессиональный выставочный свет, который мы здесь установили, – говорит Эмиль Капелюш. – Главная трудность, с которой я столкнулся при организации выставки – это то, что я видел слишком много музейных пространств в Европе. Это заставляет постоянно сравнивать. Мне казалось, что я владею слишком малыми средствами.
Чувство ограниченности понятно. Из-за сложностей с финансированием, выставка работала главным образом с одним партнером – Центром сценического костюма.
– Деньги собирались буквально по крупицам, – делится Наталья Метелица.
Кроме костюмов представлены фотографии танцора, его миниатюрная скульптура, 40-минутный фильм.
- Мы хотели придать выставке некоторую драматургию, создавать сюжет и обеспечить с помощью музейных средств то ощущение эмоциональной приподнятости, с каким зритель уходит из театра. Например, в зале перед черно-белым изображением Нуриева выставлена гора стертых пуант. Символ того, через что должен пройти великий танцор, прежде чем добиться безупречной пластики движений и подарить зрителям настоящее искусство, - рассказывает Эмиль Капелюш.
Особенное место на выставке – «Черный кабинет». Идея Кабинета – единственное, что эта экспозиция позаимствовала у французских коллег из Национального центра сценического костюма. В черном зале проектор транслирует «Сцену теней» из «Баядерки», последнего спектакля Нуриева. Именно этот балет стал его прощанием со сценой. Вдоль стен развешены костюмы. А на полу – снимок ноги Рудольфа Нуриева. Стопа покрыта трудовыми мозолями, следами долгой танцевальной деятельности, но все также профессионально натянут носок.