Поздравляем с юбилеем выпускника 1954 года кинорежиссера Игоря Масленникова!
Сегодня, 26 октября, исполняется 90 лет со дня рождения Игоря Фёдоровича Масленникова, выпускника 1954 года, окончившего отделение журналистики Ленинградского / Санкт-Петербургского университета.
Поздравляем с юбилеем Игоря Фёдоровича и желаем ему крепкого здоровья и творческой бодрости!
Предлагаем для ознакомления
фоторепортаж со встречи в СПбГУ Игоря Масленникова
Игорь МАСЛЕННИКОВ: ФИЛОЛОГИЯ И ЖУРНАЛИСТИКА ОПРЕДЕЛИЛИ МОЙ ПУТЬ
Интервью с Игорем МАСЛЕННИКОВЫМ из серии «Выпускники факультету»
интервью-монолог Игоря Фёдоровича, который недавно записал Иннокентий Иванов
а также фрагмент эссе нашей студентки Натальи Шипиловой.
В ряду знаменитых выпускников Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета имя Игоря Фёдоровича Масленникова занимает особое место. Наделённый многими талантами, он успешно реализовался во всех своих ипостасях: как журналист, художник, сценограф, редактор, сценарист, режиссёр…
Сегодня Игорю Фёдоровичу Масленникову исполняется 90 лет, но он по-прежнему полон новых идей, планов, проектов. Желаем юбиляру творческого долголетия, новых сценариев и талантливых учеников.
“Обратная жизненная перспектива”
«Всю жизнь я плыл по течению без руля и ветрил, не прилагая никаких усилий. Ничего не планировал, двигался туда, где мне казалось интересней. И то, что получилось, получалось само собой...».
Этими словами Игорь Федорович открывает свою автобиографическую книгу «Бейкер-стрит на Петроградской». Страница режиссера в «Википедии» богата разве что на фильмографию. О его детстве, отрочестве и юности можно узнать только из этой автобиографии, которую он называет «обратная жизненная перспектива». Книга - увлекательное воспоминание классика отечественного кино, режиссера и сценариста.
«Я не мечтал снимать кино. Я был обыкновенным мальчиком, который просто любил смотреть фильмы. Любил не больше и не меньше, чем прочие советские мальчишки».
Его детство закончилось с началом войны. Он жил тогда в Колпино в Ленинградской области.
«Жители нашего дома стали рыть "щели", то есть узкие окопы, где можно было бы укрыться от бомбежек. А война стремительно надвигалась. Отец дни и ночи проводил на заводе — шла эвакуация заводского оборудования на восток».
В блокаде Игорь Федорович все-таки не оказался. Его с матерью эвакуировали в Челябинск к отцу, собиравшему знаменитые «Т-34».
Пока родители трудились, мальчик ходил школу, чтобы получить желаемую «граммовку» сахара и баранку. В этой же школе он с ними и прощался: местные били эвакуированных детей и отнимали всю еду. Мать думала, что сын просто не ходит в школу, вот еды и нет. Но он, одержимый праведным гневом, все ходил и ходил. Надежда принести хоть что-что домой не покидала.
Они вернулись в Ленинград. От прежнего уклада у семьи осталось только пианино «Оффенбахер». «Этот контуженный, потерявший голос свидетель артобстрелов и сейчас с треснутой декой стоит у моего сына Никиты».
Под крышей дома 33 на улице Чайковского почти два года уживалось несколько семей. Переезжать было некуда. Улицы, здания и люди - все походило на декорации страшной сказки, а мальчику приходилось в этом расти. Город-призрак, питание по карточкам и веселье. Странное сочетание, но именно таким послевоенный Ленинград запомнил Игорь Масленников. Жизнь вокруг потихоньку восстанавливалась, а в их квартире царил «дух творчества”. Его отрочество закончилось с окончанием творческой студии во Дворце пионеров возле Аничкова моста.
В 1949 году Игорь Масленников поступает на отделение журналистики филологического факультета Ленинградского университета. Список журналистских профессий на отделении был невелик, и Игорь Федорович попадает на газетное дело. Однако своим выбором он огорчил родителей, а еще больше огорчил, когда сменил профессию.
«Отец хотел, чтобы я стал архитектором (и он был прав, но архитектором стал не я, а мой сын, его внук). Мама мечтала, чтобы я стал дипломатом... Наивная!».
В новой университетской жизни наряду с учёбой его обязанностью стал выпуск стенной газеты. «Филолог» был пятнадцать метров в длину и выходил каждую неделю.
Кисть и гуашь - арсенал карикатуриста Масленникова. Он рисовал целыми днями, чтобы к понедельнику лучшие из работ были в «Филологе». Но работал он, разумеется, не один. Основную вспомогательную силу составлял друг «Нафтульев». Совместная работа и совместные творческие кризисы. В один из кризисов им пришло задание «заклеймить двоечницу». Ничего лучше слона в голову к Масленникову не пришло. Вот он рисует слона, а друг пишет:
«Путь к знаньям ей застил заслон —
Не лень, не дурь, а целый слон».
«Нафтульевым» был Глеб Горышин. Позже он станет известным прозаиком и лауреатом «Премии имени Бунина». А в университетские годы он писал подписи к слонам, любил охоту и дружил с Игорем Масленниковым.
С женой Масленников познакомился тоже в университете. Она училась на факультете английской филологии параллельно с Игорем, а жила в профессорском корпусе Политеха у своей тети. И четыре года Игорь Федорович совершал путешествия, только ради нее.
«С первого по четвертый курс каждый вечер я исправно ездил на девятом трамвае из Сосновки домой, к Калинкину мосту. За долгие эти трамвайные путешествия много книг было прочитано…».
Так они и поженились. А на четвертом курсе у них родился сын Никита. Семью нужно было содержать и Игорь Федорович, не дожидаясь окончания университета, пошел работать в газету “Ленинградский университет”. Вскоре он стал главным редактором и ответственным за практику студентов.
На пути Игоря Масленникова встречалось много интересных людей, в том числе и среди практикантов-журналистов: Борис Спасский (будущий чемпион мира по шахматам), Белла Куркова (впоследствии генеральный директор телестудии «Петербург — 5 канал» и создательница популярной передачи — перестроечного «Пятого колеса»).
«По долгу газетной службы мне доводится часто бывать в типографии Володарского, где печаталась наша газета. Там, в узких коридорах, заваленных бумажными «отрубями», я регулярно встречал Сергея Довлатова, работавшего тогда, как и я, в какой-то многотиражке”.
В 1956 году он как члена обкома комсомола был направлен для организация молодежной редакции на Ленинградском телевидении.
Тогда он познакомился с главным режиссером студии Иваном Ермаковым. Масленникову на всю жизнь запомнились предсказания, что «телевизор все сожрет”. За идею «телевизора» тогда работали одни энтузиасты
В 1957 году Игорь Федорович вместе с командой Ленинградского телевидения поехал в Москву, где проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Фестиваль стал поворотным событием в судьбе советского телевидения, которое становилось профессиональным, вооружалось новой техникой. И Игорь Масленников был к этому причастен.
Штабом для журналистов служил Телецентр на Шаболовке, управляемый Владимиром Спиридоновичем Осьмининым. В Москве у Масленникова случилась новая волна знакомств: Орлик Григорян, Рудик Борецкий, Стелла Жданова, Митя Федоровский, Вадим Грошев.
Эти люди вдохновили Игоря Федоровича, и по возвращении в Петербург он начал экспериментировать. 16-миллиметровая пленка, чешская камера «Адмира», старая американская узкопленочная камера «Эроу», проявочный барабан, сушка на бельевых веревках, монтажные склейки на руках. Это было первое осознанное прикосновение к кинотехнике.
«... с камерой "Адмира" в руках я сопровождал молодежные делегации Ленинграда сначала в Чехословакию, чуть позже в Англию, а в 1963 году — в Италию». После каждой поездки Игорь Масленников монтировал узкопленочные фильмы, которые показали в эфире Ленинградского телевидения.
Знакомство с пленкой и камерой - последняя точка в карьере Масленникова - журналиста. Он больше не будет работать на телевидении, снимать репортажи и не станет звездой журналистики, но станет любимым страной режиссером.
В фильмографии Игоря Федоровича значится двадцать картин. Все они, без сомнения, достояние классики советской и российской кинематографии. Может быть, Игорь Федорович Масленников и не мечтал с детства о кино, однако до сих пор любимы зрителям его прекрасные «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», а еще были «Ярославна, королева Франции», «Пиковая дама», «Сентиментальный роман», «Под каменным небом»...
«Всю жизнь я плыл по течению без руля и ветрил, не прилагая никаких усилий. Ничего не планировал, двигался туда, где мне казалось интересней. И то, что получилось, получалось само собой…».
Конечно, в судьбе любого человека случай, игра обстоятельств, играет отведенную им роль, но, возводя понятие «само собой» как бы в некий абсолют своей биографии, Масленников вольно или невольно лукавит. И, кстати, «двигаться туда, где... интересней» - уже не совсем то же, что «плыть по течению». Течение провело Игоря Масленникова через войну, журналистику и кинематограф. На пути ему встретилось множество известных и интересных людей, которые вдохновляли и обучали его. И сейчас мы с радостью смотрим его киноработы, которые по праву считаются достоянием страны.