Бережной — декан

О незыблемом авторитете первого декана, его волевых решениях и университетской культуре поведал профессор, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Сергей Григорьевич Корконосенко.

Королем историков печати А. Ф. Бережного однажды в стихотворном экспромте назвал профессор МГУ И. В. Кузнецов — а уж он-то в этой науке стоит на самом верху иерархической пирамиды. Москвич следил за творчеством своего петербургского собрата более сорока лет. Я, если зачесть студенческие годы, — почти четыре десятилетия. И мне всегда казалось (уверен, что не мне одному), что Александр Феодосеевич действительно знал о журналистике все — по крайней мере, все главное. Тем более что его научное «королевство» не замыкалось в границах «чистой» истории.

«Не будучи человеком тщеславным, я никогда не ставил себе целью сделать карьеру профессора, заведующего кафедрой, декана. Я лишь стремился соответствовать тому уровню университетской культуры, которая воплощалась в фигурах моих учителей». Эти слова Александра Феодосеевича запали мне в голову с его 60-летнего юбилея. Хотел бы, чтобы они стали и моей заповедью, тем более что для нашего поколения факультетских преподавателей он был одним из первых учителей. Правда, на нравоучительные беседы особенно не расщедривался, разве что по конкретному поводу раскрывал некоторые секреты. Как-то я посетовал на перегруженность аспирантскими экзаменами. Неожиданно услышал в ответ целый монолог: о том, что в его бытность аспирантом экзаменов насчитывалось втрое больше, что лишнего знания не бывает, что надо так повернуть самоподготовку, чтобы взять максимум для своей научной темы. «Знаете, из чего родилась моя книжка о публицистике революционеров-демократов? Преобладающую часть материала я собрал, когда готовил этот вопрос для кандидатского экзамена...». Между прочим, свои аспирантские конспекты я храню и использую по сей день.

В Бережном-ученом кроме вдохновенного трудолюбия (что не редкость для людей университетского круга) поражает способность концентрироваться на главном предмете, отбрасывая занятные, а потому губительные пустяки. Профессор С. В. Смирнов, сам великий труженик, работавший с ним в архиве над биографическим справочником, не уставал удивляться: «Я одно дело просмотрел, а он четыре-пять. Мне интересны подробности, а он схватывает только то, что прямо относится к персоналиям».

Умение точно выбирать стратегические ориентиры и не выпускать их из вида оказалось спасительным для А. Ф. Бережного и в других его ипостасях. Прежде всего — в тяжкой деканской службе. Для тех из нас, на чьих глазах прошла вся череда деканов, он по-прежнему остается «шефом». Он и среди деканов — «некоронованный король». Потому что никто из преемников не пользовался таким неколебимым авторитетом, и никто так надежно не прикрывал собой факультет — любимое детище, стремительно растущее, умнеющее, набирающее силу под его хозяйской опекой. Бывал и крут, если чувствовал угрозу процветанию факультета, неизменно напорист, если приходилось «пробивать» новую лабораторию или увеличение приема — в ректорате ли, в министерстве или в ЦК партии. Был большим мастером наживать себе врагов и неприятности.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru