Реорганизация, проводимая Г.Бакмейстером, проходила довольно удачно. Если в 1770 г. в "самом верхнем", т.е. университетском, классе Училища Академии занятия вели академики Вольф, Гернет, Лексель, то в 1771 г. к ним присоединились Лаксман и Крафт. А с 1773 г. воспитанников университетского класса стали именовать "элевами".

Особое место в истории Петербургского университета принадлежит княгине Е.Р. Дашковой. Она была назначена на должность директора Академии наук в январе 1783 г., а через 12 лет удалилась в "отпуск" и не возвращалась к управлению вверенным ей учебными заведениями до ноября 1796 г., когда император Павел I подписал Указ о ее отставке.

Дашкова взяла в свои руки руководство Академией наук в то время, когда Академия находилась в состоянии упадка. В крайне заброшенном состоянии были и отдельные подразделения Академии, в том числе Университет и Гимназия, или, как они назывались после слияния, Училище Академии.

Деятельность Дашковой по управлению Училищем Академии, ее успехи в педагогической деятельности - крупное явление русской культуры XVIII в. Без всестороннего анализа ее опыта не будет полной истории университетского образования в Петербурге.

Дашковой не удалось добиться инаугурации Петербургского университета, так же как это не удалось сделать ее выдающемуся предшественнику - ректору университета Михаилу Ломоносову. Но в сохранении университетского курса в Петербурге, в совершенствовании учебного процесса, в повышении авторитета и международной известности Университета ее заслуги вне сомнения. Свои педагогические амбиции Дашкова осуществляла настойчиво и последовательно. Ее горячее стремление воспитать "человека совершенного" не во всем достигало желанной цели, но это было благородное стремление.

История педагогического процесса в Университете и Гимназии в XVIII в. была бы не достоверна без освещения облика и состава учебной студенческой библиотеки.

Ведущее место в библиотеке составляла учебная литература по естественным наукам и общественным дисциплинам. Художественных книг в ней было мало. Духовную литературу представляли всего несколько изданий. К началу 1795 г. учебной библиотекой пользовались 136 читателей - студентов и гимназистов. Университетский курс в Училище Академии читался до 1805 г., наряду с этим ученые выступали перед студентами и жителями Петербурга с публичными лекциями. В начале XIX в. Училище Академии не только существовало, но и пользовалось популярностью среди населения Петербурга. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения к руководству Академии наук и Училища Академии родителей, опекунов, обеспокоенных судьбой своих сыновей, племянников, внуков, с просьбой о приеме на учебу, которые хранятся в фондах Архива РАН.

Лишь в 1805 г. изучавшие курс наук в Училище Академии 50 воспитанников были переведены в пансион от Санкт-Петербургской гимназии на Мещанской улице, с платою по 250 р. за каждого из бюджета Академии наук. Воспитанники Академической гимназии были преимущественно дети академиков, адъюнктов и других академических служителей. Лучшие из них поступали в Педагогический институт, а оттуда, в звании элевов, - на службу в Академию.

Это важное, но не единственное свидетельство связей между Университетом, действовавшим в Академии, и его приемником - Петербургским университетом, функционировавшим в системе Министерства народного просвещения.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru