- К столетию А. Ф. Бережного
- Летопись
- Учители и наставники
- Деканы
- Списки выпускников
- Наше здание
- Издания о журналистском образовании в ЛГУ-СПбГУ
- Они стояли у истоков журналистского образования в Университете
- Великая Отечественная война и факультет журналистики СПбГУ
- 75 лет университетскому журналистскому образованию
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. 1724 ГОД
Петербургский государственный университет был учрежден одновременно с Академией наук и Гимназией указом Петра Великого 28 января (8 февраля) 1724 года. Датой рождения университета следует считать 28 января 1724 года, когда был издан "Указ об учреждении Академии...", в котором шла речь и об университете (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года.Том VII. 1723 - 1727. СПб., 1830. С. 220. № 4443). Поскольку в XVIII веке разница между юлианским (старый стиль) и григорианским (новый стиль) календарями составляет 11 дней, то по современному календарю это 8 февраля.
О результатах педагогической деятельности первых профессоров Университета можно судить по их студентам. Из 38 известных первых выпускников четыре человека были оставлены при Академии: Василий Адодуров - первый русский адъюнкт высшей математики, создатель учебника русского языка, куратор Московского университета (с 1755 г.); Мартин Клейнфельд - адъюнкт анатомии, впоследствии академик; Иван Ильинский - академический переводчик; 13 человек определились на государственную службу в России. Среди них Антиох Кантемир, видный дипломат первой половины XVIII в. и знаменитый поэт-сатирик, Павел Кондоиди - биолог, директор медицинской канцелярии, организатор медицинской службы в русской армии. Шесть человек покинули Россию, а судьба троих неизвестна.
В истории Петербургского университета выдающееся место принадлежит великому ученому и организатору отечественного образования Михаилу Ломоносову. Около тридцати лет его жизнь и деятельности были неразрывно связаны с Университетом в Петербурге. Ломоносов прибыл сюда из Москвы в числе студентов Славяно-греко-латинской академии, здесь он прошел путь до профессора и ректора. Памятник академику и замечательному просветителю России на Университетской набережной - достойное признание его заслуг в развитии расположенных по соседству Университета и Академии наук.
После возвращения в 1741 г. в Петербург из-за границы, куда Ломоносов был командирован в числе других студентов-стипендиатов Университета, он активно включился в педагогический процесс. Молодой ученный подготовил лекционные курсы для чтения студентам, в том числе и курс физики на русском языке (в 1746 г.). Его авторитет среди профессоров и студентов основывался, прежде всего, на интенсивной педагогической и административной деятельности. С 1757 г. Ломоносов входил в состав Академической канцелярии по управлению учебными делами, им были подготовлены проекты документов по усовершенствованию деятельности Университета и Гимназии. В январе 1760 г. президент Академии наук передал в единоличное управление Ломоносова Университет и Гимназию, т.е. фактически назначил его ректором.
Важной вехой в истории Петербургского университета стало событие 24 июня 1747 г., когда в Царском Селе императрица Елизавета Петровна утвердила "Регламент императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге", который на долгие годы опередил статус Университета и Гимназии. Введение в действие Регламента подтвердило существовавшую ранее практику деятельности Университета и Гимназии - публичных лекций, студенческих научных исследований, лабораторных занятий, апробации студенческих работ перед академическим собранием, высоких требований к профессорам и студентам.
В истории Петербургского университета XVIII в. особая роль принадлежит Гимназии. В первое столетие существования Университета, во время многочисленных преобразований, только благодаря Гимназии сохранился университетский курс в стенах Академии наук. В XVIII и даже в начале XIX в. еще не были четко разграничены программы средних и высших школ. Часто учебные заведения совмещали в себе черты и начального, и среднего, и высшего учебного заведения. Таковы были в ту пору в России гимназии, лицеи, университеты и училища. Особую значимость Гимназии в судьбе Университета в Петербурге подчеркивал Ломоносов. Он считал ее за Universitatis nutrix sen penu atque promtuarium (кормилицу университета, его кладовую и поставщицу).
Период становления Гимназии был долгим, трудным и сопровождался многочисленными недостатками. Ее деятельность критиковали как современники, так и позднейшие исследователи, но, думается, несколько преувеличивая негативные моменты, а то и представляя картину, которая не соответствовала действительности. Так, иногда утверждается, что учителя и профессора в Гимназии занимались в основном обучением детей иностранцев. Между тем данные "Генерального списка" учеников Гимназии свидетельствуют, что в 1726 г. из 112 поступивших россиянами были 76, в 1727 г. из 58 - 32, в 1728 г. из 27 - 14. В последующие годы количество россиян в Гимназии увеличилось, в 1731 г. из 29 поступивших их было 21, 1733 г. из 47 - 35. Да и большинство нерусских учеников происходило из семей, не одно поколение которых проживало в России.
После смерти Ломоносова в 1765 г. учебные заведения Академии наук - Университет и Гимназия - подверглись новым преобразованиям, которые привели к их слиянию. Именно этим объясняется и относительно редкое упоминание в документах того времени (но не полное его отсутствие)термина "Университет" и появление нового - "Училище Академии", "Академическое Училище" или "Училище при Академии". При этом не исчезло и название "Академическая гимназия". Существует и некоторая путаница в названии учащихся, их называли "воспитанники", "питомцы", "гимназисты", "элевы", "старшие гимназисты", "студенты". Уместно обратиться к суждению такого авторитетного знатока истории российского просвещения, как М.И. Сухомлинов. Он писал "В ХVIII столетии не было резкой грани между названиями студент и гимназист; нередко одни и те же лица в один и тот же период времени слушали лекции в университете и учились некоторым предметам в гимназии или в народном училище. Гимназии считались то низшими, то средними, то высшими учебными заведениями, в последнем случае однозначными с университетом".
Считается, что реформу, объединившую учебные заведения Академии наук, осуществил в 1770 г. инспектор Г. Бакмейстер. Он ввел для лучших учеников старших классов чтение университетских курсов на латинском и немецком языках. Интересно, что опыт совместного гимназического и университетского обучения был осуществлен еще при Ломоносове. По его инициативе из самых способных учеников был создан "директорский" класс, где преподавался курс наук, близкий по содержанию и методу преподавания к университетскому.