В поиске новой модели подготовки журналистов (3-я часть)

Г.В. Жирков

Современная модель выпускника является новаторской, поскольку в период довузовской подготовки модели журналиста как таковой вообще не существовало. Период действия партийно-политической модели имел совершенно иные условия. Сколько бы мы ни говорили о традициях, преемственности в образовательной системе, но с тех пор произошли коренные изменения в обществе и журналистике — такого рода изменения должна была претерпеть и модель нашего выпускника. Конечно, можно и нужно опираться на традиции русской культуры, составной частью которой является журналистика. Они, вероятно, представляют собой некое ядро модели, синтезирующее качества, восходящее к публицистике Руси: духовность, поиск правды, стремление к аналитике, общественная активность и др., а также качества модели советского периода, связанные с овладением студентом секретов журналистского мастерства и производственной практики, о чем мы подробно писали и в дальнейшем на этой постоянной составляющей модели уже не будем акцентировать внимание.

В модели современного выпускника факультета можно выделить ряд основополагающих факторов, которые в разной степени проявляются в ее модификациях, я бы сказал, типах.

Фактор наличия рынка вообще и особенно информационного и образовательного. Конъюнктура рынка, его выбор дает факультету возможности искать разного типа специализации, число которых в современном коммуникативном процессе и, как говорят, информационном обществе значительно больше, чем было даже в недалеком прошлом. Не обязательно иметь только постоянные специализации, можно запускать на рынок на какое-то время определенные ноу хау, к примеру, специалистов по интернету, электронной журналистике, телешо-бизнесу, бизнес-журналистов и др. Естественно, рыночный фактор в модели современного выпускника играет важнейшую роль.

Фактор общественно-государственный. Университет — государственное образовательное учреждение, готовящее специалистов для общества, на его благо и процветание. Естественно интересы общества и самого государства должны быть столь же существенным фактором в модели выпускника, как и рыночный, но таким фактором, который корректирует последний, его негативные стороны, его стихийность. Выбор и свобода, предоставляемые рынком, находят ограничение в законе и ответственности за свою деятельность нашего выпускника. Это понимание должно быть заложено в его модели, как и такие характеристики, как умение быть аналитиком и критиком общественного движения и государственной политики, использовать политическую трибуну, быть организатором или участником общественных инициатив и т. п.

Обществу и государству нужны разные специалисты журналистики и массовых коммуникаций. Причем у общества и у государства потребности не всегда совпадают, что также необходимо учитывать в модели выпускника. В этом случае корректирует уже рынок, выявляющий потребности общества. Если на нем востребованы специалисты развлекательных, игровых телепередач, Интернета, то и факультет обязан учитывать эту общественную потребность. Есть вузы, готовящие по госзаказу такого рода специалиста, но ведущий телепередачу действует не в клубе, не на сцене, не в доме отдыха, а в медийной специфической обстановке, что накладывает существенный отпечаток на его профессионализм. Именно в этом смысле специалист факультета журналистики может быть предпочтительнее и конкурентоспособнее.

Рыночный фактор модели выпускника предъявляет к ней требования вариативности, того, что помогло бы молодому специалисту мобильно переключиться с основной специализации на востребованную в обществе. Здесь ему пригодятся знания законов рынка, рыночной экономики; многообразие журналистского мастерства; умение работать с массовой аудиторией, устанавливать с нею связи, понимать ее дифференцированность на разные социально-демографические и возрастные группы и т. д.; обладание навыками работы с любой информационной технологией.

Фактор журналистский, учитывающий состояние информационного процесса общества, массовых коммуникаций. Современная журналистика является важной составной частью среды обитания человека, структуры культуры общества и значительно влияет на них. Куда мы ни бросим взор, повсюду видим носителей информации — дома, на работе, при учебе, в дансинге и т. д.; в информационном пространстве; человеком создана инфоноосфера… Журналистика в широком смысле пропитала все поры общественной, социальной, культурной, бытовой сфер жизнедеятельности человечества. Такое состояние массовых коммуникаций цивилизации позволяет говорить о перспективности журналистских специализаций, их многовариантности и потенциальных возможностях для развития факультета.

Современный выпускник должен отчетливо понимать и быть готовым к тому, что у него в связи с этим огромный выбор участия в коммуникативно-информационном процессе, что требует от него большого интеллектуального запаса. Он может стать ведущим и создателем телепередач самых разных типов — политических, аналитических, информационных, игровых, развлекательных, рекламных; журналистом такого же типа изданий — как печатных, так и электронных; руководителем разных типов пресс-центров и т. д.

Фактор технологический, который определяется современным состоянием технической базы массмедиа. Новейшие информационные технологии испытывают революционные преобразования. Их развитие происходит интенсивно, хотя и неравномерно на земном шаре. В модели выпускника журфака практическое знание информационных технологий должно занимать одно из ведущих мест. Оно сопряжено с этикой и ответственностью журналиста, поскольку технические возможности воздействия на общество достигло такого порога, когда встают вопросы об экологии психики человека, о технике безопасности самой профессии. Эти качества журналиста во многом определят в будущем уровень его профессионализма.

Фактор международный, вписывающий модель выпускника в мировое информационное пространство. Становление России как государства открытого типа на протяжении последних лет все больше делает страну полноправным участником мирового сообщества.

Университеты постепенно присоединяются к так называемому Болонскому процессу. Естественно любой наш выпускник должен быть готов к предоставляющимся ему этим новым возможностям. Модель выпускника факультета не должна нивелироваться, приспосабливаться к такого рода модернизациям. В этом смысле она должна опираться на традиции русской образовательной школы и традиции русской журналистики, сохранять то самое ядро характеристик, о котором я уже вспоминал.

Таким образом, сущность современной модели выпускника факультета определяется целым рядом важных факторов, без учета которых его профессионализм ущербен. Качественно новое состояние учебного процесса XXI в. на факультете состоит в том, что он обслуживает целую систему таких моделей, цементирующихся общей моделью. Она дифференцируется на типы моделей:


− журналиста;
− специалиста по СО;
− специалиста по рекламе;
− бакалавра;
− магистра.

Кроме этих пяти типов моделей надо иметь в виду и существующие подтипы (второе высшее образование, заочная и вечерняя формы обучения и др.). Как выстроить учебный процесс, чтобы факультет готовил одинаково высококачественный продукт по всем направлениям? Каково взаимодействие между типами моделей? Каким может быть их взаимообогащение? В ответах на эти и другие возникающие вопросы — залог перехода от количественного роста к качественному. Факультет в это десятилетие двигался вперед слишком быстро. Естественны болезни роста и желание понять перспективы факультета.

В связи с этим и в заключение хотелось бы, как историку журналистики, подчеркнуть особо два важных качества, необходимых для выпускника. Прежде всего, ему нужно более основательное представление о видеоряде информационного процесса и знание его специфики. К сожалению, наша наука слишком мало внимания уделяет проблемам такого рода. Кафедральное обеспечение учебного процесса в этом смысле тоже недостаточно. А фактически речь идет о сущностном во взаимодействии с современной аудиторией. Именно видеоряд идет навстречу эмоциям и чувствам аудитории.

Мало того, состояние общества показывает, что эти свойства человека начинают в нем преобладать. Возможно, отсюда проистекает и то, что наше общество как бы вспоминает далекое прошлое, возвращается в него. Разбуженные инстинкты захлестывают мир: терроризм, национализм, американское общество благосостояния, глобализм и др. Духовная структура общества — конфессионализм, религии, Церковь — модернизируется и несет значительные потери в духовном, уступает человекоутробному, что вызывает протест истинно, хотя и по-разному, верующих.

Из этого вытекает то, что знания, которые дает студенту факультет, должны включать в себя основательное представление о главных проблемах, специфике видеоряда; практические навыки взаимодействия с его помощью с аудиторией и умение профессионально и ответственно работать в информационном технологическом режиме. Одновременно наш выпускник обязан понимать опасность преувеличения значения видеоряда в общении с аудиторией, соблюдать этические нормы и быть ответственным за возможные последствия своих действий.

Второе качество, которое представляется особенно важным для журналиста XXI в., является традиционным: он по-прежнему должен уметь писать, работать с текстом. Господство телевидения, движение к электронной журналистике ведут к представлениям об уменьшении роли текста в информационном обществе. В этом кроется глубокое заблуждение. Модель выпускника по-прежнему должна иметь прочные филологические основания. Научение тексту — научение мышлению, логике, воспитание ума, тем более это надо иметь в виду в наш информационный век. В этом заключается важная роль цикла филологических дисциплин (язык и стиль, логика, история мысли, литературы и журналистики, литературно-художественная и массмедиа критика и др.).

И последнее. Я поступал на отделение журналистики, заканчивал уже факультет, прошел на нем за более чем 40 лет от студента до профессора, то есть развитие и становление факультета проходило на моих глазах. Естественно по мере сил и возможностей участвовал во всех делах родного мне факультета, видел его достижения и кризисные ситуации. Сейчас факультет находится на подъеме. Об этом свидетельствует все то, о чем говорилось. И о многом еще не сказано: в одной статье написать обо всем просто не возможно.

Опыт эволюции факультета показал то, что многое в его жизнедеятельности определяется лидером, которым должен быть декан. Не все наши деканы были таковыми. Лидером был А. Ф. Бережной. Можно утверждать, что в последние годы наш факультет имеет нового лидера — современного и мобильного, думающего, со своими пристрастиями и темпераментом, естественными порой женскими подходами во взаимоотношениях с людьми. Но главное в том, что новый лидер ответственен, амбициозен, реалистичен и практичен, радеет за факультет и его коллектив, уверен в его будущем.

…Заканчивается факультетский трудовой день. Спускаюсь по мраморной лестнице — с нее начинался новый этап в жизни факультета. Вот и историческая 1-ая линия Васильевского острова.

Поток машин останавливается перед зданием факультета. Появлением здесь светофора мы также обязаны заботе декана. Зеленый свет включен…

60 лет позади — идем в новое десятилетие.

***

Список литературы

Истории факультета журналистики посвящены книги: Журналистика: Наука, образование, практика. Л., 1971; Факультет журналистики: Первые 50 лет. СПб., 1996; Бережной А. Ф. Отделение-факультет журналистики Ленинградского государственного университета в 1945-1985 гг. СПб., 2003.

60 лет университетскому журналистскому образованию в России. 1946-2006. Ленинград-Санкт-Петербург, факультет журналистики СПбГУ. — СПб: Моби Дик, 2006. — 192 с.

И припомним жизни годы лучшие, над Невой любимый факультет. — И11 СПб., 2006. — 244 с.

Кафедра истории журналистики: летопись жизни и деятельности. К 60-летию кафедры истории журналистики факультетов филологического и журналистики Ленинградского- Петербургского государственного университета / Под ред. Г. В. Жиркова — СПб.: Изд-во «Роза мира», 2006.

См. подробнее: Маслов В. С. Владислав Евгеньевич Евгеньев-Максимов (1983-1955) / Выдающиеся ученые Ленинградского университета. Л., 1968.

См. подробно: Соколов В. С. Мой университет: Воспоминания филолога-журналиста. СПб., 2004. Жирков Г. С высокой мерой требовательности: подготовка молодых специалистов // Ленинградский университет. 1980. 29 февраля. Шишкина М. Журналистское образование на рубеже веков: фундаментальность или ремесло? // Невский наблюдатель. 1997. № 1. С. 5.

Кривоносов А. Д., Шишкина М. А. Петербургская школа PR: итоги первого десятилетия // Журналистика: исследования — методология — практика: Сб. статей / Отв. ред. Г. В. Жирков. СПб., 2004. С. 97-98.

Шишкина М. Журналистское образование на рубеже веков: фундаментальность или ремесло? // Невский наблюдатель. 1997. № 1. С. 5. Шишкина М. Новый имидж старейшего вуза // Невский наблюдатель. 1999. № 1. С. 7.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru