В поиске новой модели подготовки журналистов (2-я часть)

Г.В. Жирков

Программы были закреплены в структуре факультета организационно, сначала появилась кафедра общественных связей и рекламы, затем было открыто международное отделение и утвержден его учебный план. Кафедру возглавила М. А. Шишкина. Ею фактически был разработан государственный стандарт по специальности «Связи с общественностью». Кафедра факультета стала играть важную роль в Российской ассоциации данной сферы.

Уже в самом начале своей деятельности на посту декана М. А. Шишкина видела теоретическую недостаточность так называемой науки журналистики. В одной из статей в 1997 г. она заметила: «Произошла пауза в концептуальном оформлении основного профессионального направления — теории журналистики».

М. А. Шишкина инициирует создание на факультете в 2001 г. еще одной структуры, девятой кафедры — теории коммуникаций. Ее заведующим становится профессор, доктор социологических наук Д. П. Гавра. В 2004 г. кафедра социологии была преобразована в кафедру теории журналистики…

«Идея открытия новой специальности, — обобщали позднее главные представили этой кафедры, — основывалась на содержательной и технологической близости двух коммуникативных профессий, современных тенденциях расширения рынка массмедиа, усложнения профессиональной деятельности специалистов коммуникационной сферы, активной включенности СМИ в рекламную и PR-деятельность, а также накопленного факультетом опыта в преподавании специальных и профессиональных курсов по рекламе и PR».

В 2005 г. эта работа получила логическое завершение в организации еще одной специализации — по рекламе. Факультет становится основным, наиболее авторитетным центром подготовки специалистов по рекламе на северо-западе страны. За прошедшие годы создана первая в Санкт-Петербурге школа подготовки специалистов по связям с общественностью.

Образование международного отделения, бакалавриата и магистратуры дало новые возможности для популяризации факультета и пополнения его внебюджетных средств. Заведующим отделением был назначен в 1997 г. молодой и деловой доктор социологических наук А. С. Пую. Одновременно было активизировано развитие дополнительных образовательных форм, программ второго высшего образования по специальностям «Журналистика» и «Связи с общественностью», курсы рекламного менеджмента и телерадиоведущих, очные и заочные подготовительные курсы, Международная летняя школа. Всю эту деятельность активно и творчески развивает Масс-Медиа Центр под руководством доц. Н. Г. Бойковой и доц. Т. В. Васильевой.

Квалифицированно проведенные ими пиаркомпании дали ощутимые результаты. На факультете появился большой контингент новых слушателей, заинтересованных в получении востребованных в обществе специальностей, из самых разных географических точек страны — от Калининграда до Якутска, от Мурманска до Кавказа — и зарубежья, ближнего и дальнего.

Организация новых структур на факультете соответствовала конъюнктуре образовательного рынка и способствовала более массовому поступлению на факультет студентов на коммерческой основе, что, в свою очередь, укрепляло его бюджет. Этот опыт в соответствии с происходившими изменениями в образовательной системе страны был использован и по основной специализации.

Важно то, что руководство факультета подошло рачительно и рационально к зарабатываемым и добываемым другими путями средствам: часть их шла на заработную плату сотрудников факультета, вторая часть — на ремонтные работы, закупку и налаживание оборудования, необходимого для учебного процесса и развития факультета.

Рост студенческой массы, который следовал за произведенными преобразованиями, естественно сопровождался ростом его коллектива, преподавательского и вспомогательного состава. Динамика развития кадрового обеспечения факультета с 1977 по 2005 г. выглядит следующим образом:

гг. 1975 2000 2005

Кафедры 6 8 9

Штат:

Преподаватели 43 74 92

Профессора 1 12 19

Доценты 16 31 38

Ст. преподаватели 7 22 27

Ассистенты 19 3 151

Доктора наук 2 13 22

Кандидаты наук 21 30 43

Это вело к усложнению кадровой политики, появлению многих вспомогательных структур и должностей. Координация их деятельности и контроль за ними легли в основном на декана. Потребовалось, как теперь говорят, создать «команду» для оперативной текущей работы. Она включила в себя целый ряд комиссий: хозяйственную, научную, методическую и т. д. В условиях роста числа специализаций, преподавателей и студентов, внедрения в практику бакалавриата и магистратуры особую роль стала играть методическая комиссия.

Решая ближайшие задачи, декан стремится просчитывать не только ближайшее, но и дальнее будущее факультета. С этой целью организована комиссия по его стратегическому развитию.

Появление на факультете новых специализаций и подразделений ставило перед его руководством сложные проблемы: выработка модели выпускника СО, учебного плана, организация, технологическое и методическое обеспечение учебного текущего процесса, написание учебников и учебных программ и т. д. Более сложные проблемы были связаны с психологией восприятия новых для факультета профессий. Наиболее остро стоял вопрос о возможном совмещении на одном факультете подготовки журналистов и специалистов по рекламе, пиарщиков — специалистов по связям с общественностью.

У многих складывалось ощущение того, что на факультет положено кукушкино яйцо, и это может закончиться, как в природе, вытеснением на нем роли журналистики, успешно работавший до этого на факультете социологии. Возможно, внедрение новых для журналистской науки подходов теории коммуникации даст определенные плоды, но пока прошло слишком мало времени, чтобы делать какие-либо выводы. Тем более, что кафедре теории коммуникации пришлось обустраиваться, решать практические дела, входить в учебный процесс, а ее руководитель несколько увлекся работой по проведению выборных кампаний, хотя и важной для авторитета факультета, но так или иначе отвлекавшей его коллектив от научных проблем.

Сложность такого рода преобразований — в непредсказуемости их результата. Они чаще не дают желаемого эффекта, а тем более быстрой отдачи от вложенных в них усилий и средств. Трудно ожидать, что новая кафедра обязательно разработает теоретические основы журналистики. Тогда все было бы слишком просто: создаем структуру, насыщаем ее достойными кадрами, она работает — и вот вам Теория. Увы, историческая практика о таких вариантах молчит. Конечно, можно рассчитывать на то, что новая кафедра будет способствовать продвижению к решению теоретических проблем. Несмотря на то, что наша теория слишком мифологизированна, будем на это надеяться.

В подходе к теории журналистики ощущается решение еще одной задачи, которую для себя ставила М. А. Шишкина и которая вписывается в то, чем декан занималась с самого начала, — проведение постоянной и эффективной имиджевой политики, что является, без сомнения, одним из важных достижений руководства факультетам. Без этого нельзя было выходить на любой современный рынок.

«Вне всякого сомнения, имиджевая политика, — подчеркивает М. А. Шишкина, — должна сочетаться с профессиональными маркетинговыми действиями, аналитической работой, перспективным планированием и строиться на соответствующей финансовой базе». И в этой сфере современного руководителя декан стала специалистом, который обратил внимание и управления университета на необходимость и важность в нем единой имиджевой политики.

На факультете действительно такая политика, направленная на поддержание высокого статуса факультета как одного из ведущих российских и международных образовательных и научных центров, проводится и успешно реализуется. Достижениями в этом плане можно считать:

— организацию активно функционирующего Северо-Западного учебно-методического объединения, к деловой работе которого присоединяются представители центров подготовки журналистов и других регионов страны;

— позиционирование факультета журналистики в связи с процессами децентрализации в управлении системой народного образования, развития автономности СПбГУ как ведущего российского центра по подготовке специалистов массмедиа. В этой связи можно отметить успехи факультетского научно-педагогического, методического направления по СО и рекламе, расширение дополнительных образовательных программ, программ второго высшего образования и др.;

— активизацию научной деятельности на факультете, которая выражается в успешной работе Диссертационного совета Д 212.232.17 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (филологических и политических — по специальности 10.01.10 — Журналистика); росте числа профессоров, докторов и кандидатов наук, развитии аспирантуры и докторантуры; постоянно увеличивающемся выпуске востребованной учебным процессом учебной, методической и научной литературы, получившей популярность и в других вузах страны. (См. в приложении список изданной учеными факультета основной литературы за 2000–2005 гг.)

Конечно, на имидж факультета влияет и все то, что было направлено на модернизацию его внешнего вида, его технического оборудования; вообще его популяризацию, о чем уже говорилось и о чем еще не было сказано: введение Ученым советом звания Почетного профессора факультета, создание постоянно действующих сайтов, научных теоретических семинаров кафедр и факультета, в которых участвуют ученые не только СПбГУ, но и других вузов страны; биржи труда; проведение Дня абитуриента, Дня PR с его ритуалами, выработка факультетской атрибутики и многое другое.

Вся факультетская деятельность, главным образом, преследует единственную цель — дать стране востребованных в коммуникативной области специалистов.

В поиске новой модели подготовки журналистов (2-я часть)

Г.В. Жирков

В принципе все то, о чем шла речь, является условиями и возможностями реализации этой основной задачи факультета — создание новой, адекватной современному состоянию общества и журналистики, вообще массовых коммуникаций модели выпускника факультета и ее воплощение в продукте — будущем журналисте, специалистах по связям с общественностью, рекламе.

Именно эта работа последних лет является, без сомнения, важнейшим завоеванием факультета. Партийная, политизированная модель (боец партии, идеолог и мастер пера) ушла в небытие. Она не могла быть приспособлена к новым перестроечным и рыночным условиям. А. Ф. Бережной в год 50-летия факультета писал с сожалением: «Стерильная марксистско-ленинская подготовка для многих не стала тем иммунитетом, на который, несомненно, была рассчитана. Из силы она обратилась в слабость».

Можно сказать, что информационный рынок диктовал условия готовившим для него учреждениям специалистов. Рынок же предоставил и свободу выбора, невиданные ранее возможности деполитизации высшего образования. Проблема состояла в том, чтобы соответствовать требованиям рынка, понимая ответственность перед обществом за те кадры, которые готовит факультет.

На факультете в течение ряда лет шла коллективная работа над так называемой квалификационной характеристикой выпускника, по сути его описательной, идеальной моделью, моделью-ожиданием.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru