В поиске новой модели подготовки журналистов

Г.В. Жирков

А.Ф. Бережной ушел с поста декана в 1977 г., пробыв на нем 16 лет, фактически создав факультет. В университетах страны тогда уже насчитывалось 9 факультетов и 11 отделений и кафедр журналистики, охватывавших учебой около 14 000 студентов: 6000 — на дневном, 6500 — на заочном, 1500 — на вечернем отделениях. Начался рост более квалифицированного преподавательского состава. Только в МГУ в 1974 — 1976 гг. было защищено по журналистике 17 докторских диссертаций. Эти цифры приводились на III Всесоюзном совещании преподавателей вузовской подготовки журналистов, проходившем в марте 1977 г.

В фотолаборатории. Удачный снимокЛенинградский факультет к этому времени имел 5 кафедр, его преподавательский состав вырос количественно и качественно: большинство было кандидатами наук; Бережной еще в 1966 г. стал одним из первых в стране докторов наук по журналистике; в 1974 г. защитила докторскую диссертацию В. Г. Березина. Однако в целом старшее поколение преподавателей брало следующую за кандидатской планку с большим трудом. Новое поколение шло к ней активнее, что создавало некое напряжение, выливавшееся в конфликты и недовольства, что особенно скажется на атмосфере основной и самой большой кафедры теории и практики партийно-советской печати. По университетской традиции того периода на пост декана требовался доктор наук. На факультете такого человека не оказалось.

Партком университета и ректорат рекомендовали избрать деканом В. Н. Козлова, имевшего немалый опыт работы в журналистике, но расставшегося с ней и полностью ушедшего в исследование истории КПСС. Он только защитил докторскую диссертацию по проблемам партийного руководства печатью 1921–1925 гг. 2–3 года его деканства факультет в основном еще работал в прежнем режиме. Не получив желаемую главную тогда кафедру, В. Н. Козлов возглавил перспективную кафедру радиовещания и телевидения. На первых порах внес в ее развитие важный вклад: добился нового помещения и оборудовал телевизионную студию, которая успешно и, главное, вовремя — шло бурное становление телевидения — вписалась в учебный процесс.

В феврале 1980 г. впервые на нашем факультете состоялся пленум Научно-методического совета по журналистике МВ и ССО СССР, который был открыт ректором ЛГУ, членом-корреспондентом Академии наук В. Б. Алесковским. Этот форум собрал представителей всех центров вузовской подготовки журналистов: МГУ — большая делегация во главе с деканом Я. Н. Засурским, Белорусский ГУ (Г. В. Булацкий), Киевский ГУ (Д. М. Прилюк), Воронежский ГУ (Г. В. Колосов), Казанский ГУ (Ф. И. Агзамов), Львовский ГУ (В. И. Здоровега) и др. Ранее три дня с делами нашего факультета знакомилась компетентная комиссия во главе с заместителем председателя Научно-методического совета проф. И. В. Кузнецовым, выступившим с отчетом о проделанной комиссией работе.

Пленум принял развернутое постановление по факультету, где говорилось: «За время своего 30-летнего существования факультет журналистики ЛГУ превратился в одно из первых университетских подразделений такого рода, в крупный научный и учебный центр Северо-Запада нашей страны. Выпускники факультета составляют основу коллективов многих ленинградских редакций, возглавляют редакционные коллективы во многих районах страны, являются известными журналистами центральных изданий, успешно работают зарубежными корреспондентами». В постановлении был высказан ряд рекомендаций: обновить программы прежних и создать программы новых курсов лекций, обратить особое внимание на качественный рост преподавательских кадров, специалистов высшей квалификации, совершенствовать структуру факультета и др. Ректорату ЛГУ предлагалось принять меры по созданию учебного телецентра, обеспечению учебного процесса на факультете необходимыми средствами технического обучения.

В пылу творчества. ФотостудияКазалось бы, коллективно была выработана и оглашена программа деятельности факультета на ближайшее будущее. Но одно дело заседать, другое — воплощать задуманное в жизнь. К этому новый декан оказался мало способным. Отметим, что в 1981 г. была создана подготовленная ранее кафедра зарубежной журналистики. Но в это время более энергичному руководителю в недрах университета потребовался дополнительный бюджетный прием студентов, нашему факультету уменьшили прием на дневное до 75, а затем с молчаливого согласия руководства факультета — до 50 человек. Естественно это вызвало в коллективе возмущение. На новый срок деканства В. Н. Козлов не прошёл.

Кризис в руководстве факультетом длился почти 15 лет. Ни один из деканов этого периода не смог стать лидером факультета. Каждый из них правил не более 5 лет и, как правило, в силу субъективных причин не полностью справлялся со сложными обязанностями декана. Один просто оказался не на месте, постоянно консультировался у начальства (результат мы уже видели); другой, имея большой журналистский стаж, трудился неистово, но не мог до конца понять специфики преподавания в вузе и делал упор на практику, мало учитывал мнение коллектива факультета; третий, вообще не имея журналистского опыта, работал добросовестно, но чувствовал себя не в своей тарелке и пережидал новых для себя возможностей; четвертый, переоценив собственные способности, предпочел личное всему другому, неожиданно стал разбазаривать и без того дефицитный аудиторный фонд, не получая при этом экономического эффекта. Факультет во всех отношениях катился по наклонной плоскости. Из крупных событий можно отметить организацию в 1991 г. кафедры социологии журналистики (заведующий — С. Г. Корконосенко).

И этот кризис произошёл тогда, когда, казалось бы, перестройка открыла для совершенствования учебного процесса и научной деятельности широкие просторы. Кафедры активно разрабатывали новые курсы, реформировали занятия, выходили в печати такие статьи, которые открывали новые пласты истории, пытались по-новому решать вопросы теории журналистики, а руководство факультетом, увы, топталось на месте.

Диплом выпускнику вручает зам. декана по учебной работе В. А. АлексеевНаконец, впервые в истории факультета была проявлена его коллективная воля: руководить факультетом доверили молодой и энергичной женщине.

В дни празднования 50-летия факультета в «Юбилейном интервью» Л. А. Вербицкая, ректор университета, вспомнила эту ситуацию на нем: «…факультету журналистики не всегда везло на руководителей. Однажды обком партии решил, что нужно усилить кадры. Неудачные решения порой принимал и ректорат. Хотя и прекрасные ученые возглавляли факультет, я имею в виду, например, Юрия Никифоровича Солонина и других известных в университете специалистов».

Перестройка общества создавала атмосферу поиска новых решений назревших проблем, атмосферу раскрепощенности в человеческих отношениях, как у нас любят выражаться, геометрически — и по вертикали, и по горизонтали.

С 1996 г. исполнять обязанности декана стала Марина Анатольевна Шишкина. Выбор был несколько необычным, о чем толковали не только в университете, но и в журналистских кругах. Правда, студенческое прошлое М. А. Шишкиной, пребывание на посту замдекана показали ее энергичность, способность наладить взаимоотношения с людьми, большую заинтересованность в решении факультетских проблем, не боявшейся брать на себя при этом ответственность.

Без сомнения, в числе завкафедрами были такие кандидатуры, которые могли бы испытать себя на посту декана. Но общее мнение склонилось к тому, что факультету нужен такой декан, у которого были бы развязаны руки, т. е. у него не было кафедры; который уже хорошо знал учебные дела. Вообще нужен был в создавшихся перестроечных условиях энергичный, деловой руководитель, относившийся к новому, более гибкому поколению. И выход вузовского образования на рынок, и кризис журналистики требовали быстрого решения накопившихся факультетских проблем. В общем, выбор, как показало время, оправдал себя. Вот что заметила в цитированном уже интервью 1996 г. ректор СПбГУ Л. А. Вербицкая: «Мне кажется, что свой универсант, хорошо знающий и понимающий то, что сегодня должны делать журналисты, сможет дать факультету то, что ему много лет не доставало. Такой декан сейчас есть. В последнее время это уже сказалось на всех направлениях деятельности факультета, который преобразился даже внешне».

В этом выборе Ученого совета факультета нового декана был еще один нюанс: впервые коллектив возглавила женщина. Может быть, поэтому она сначала показала себя как хозяйка родного ей дома. Факультет обносился и протекал. Средств на ремонт выделялось всегда мало. Можно сказать, что первой стратегической линией нового декана стало приведение дома в порядок.

На субботнике: зам. декана Х. С. Булацев и студентыЕстественно для этого нужны были деньги. На первых порах шел поиск спонсоров. Отчасти это дало некие результаты: факультет обзавелся новой, как ее назвали в народе, мраморной лестницей. Этим было положено начало постоянному улучшению внешнего вида факультета, дизайна его помещений. За 10-летие была проделана огромная работа. Пройдемся по родному факультету — полюбуемся его интерьерами: все аудитории и кабинеты приведены в порядок, имеют вполне современный вид — от коридоров, туалетов до кафедральных и учебных помещений. Рост числа студенчества поставил вопрос о более вместительных аудиториях. На первом и втором этажах здания были оборудованы новые вместительные залы.

Опыт поиска и выбивания денежных средств, естественно, не мог решить факультетские проблемы. Надо было научиться их зарабатывать. Можно считать, второй стратегической линией стало решение создания материальной, финансово-экономической базы факультета. Известную поддержку активный декан получила в ректорате, но главным были собственная инициатива, организационная работа, понимание складывавшейся на образовательном рынке конъюнктуры, поиск необходимых для решения новых проблем людей.

Одна из важнейших проблем, выдвинутых временем, состояла в том, что факультет должен был вписаться в возникшую и бурно развивавшуюся систему рыночных отношений. Дело осложнялось тем, что факультет — несамостоятельное подразделение, он — часть университета. Университет хотя и имеет автономию, но он — часть государственной образовательной системы. В связи с этим университет — традиционно нерыночное учреждение. Однако установившийся в стране дикий рынок привёл к обнищанию и государство, и университеты. Можно сказать, что государство не смогло их защитить. Созданные к тому времени коммерческие вузы дали пример того, как надо выходить на рынок. Понемногу и университетская колымага, скрипя конфликтами, стала делать шаги к рыночным отношениям.

И новый декан использовал шанс. М. А. Шишкиной пришлось освоить факультативно еще одну, достаточно модную, профессию, востребованную временем и обществом: она стала настоящим менеджером, что сыграет важную роль в ее судьбе. Шишкина сделает столь же неожиданный переход в своих научных интересах, которые окажутся соединенными и с интересами развития факультета. 28 декабря 1999 г. она защитит докторскую диссертацию «Связи с общественностью в системе социального управления» по специальности «Социология управления».

С трудом, но декан добилась того, что факультет получил правомочия юридического лица, т. е. он мог автономно выйти на образовательный рынок. В связи с этим внутри факультета была проделана значительная работа: налажена финансово-отчетная система, созданы своя бухгалтерия, хозяйственно-финансовая комиссия, которая вырабатывает стратегию использования заработанных факультетом средств, готовит бюджет, представляет его на утверждение Ученого совета, отчитывается на нем о его выполнении, стремится учесть пожелания по совершенствованию оплаты труда; на факультете введена современная выплата зарплаты и т. д.

Поступление средств позволило активизировать ремонтные работы, закупку необходимых учебному процессу оборудования и техники, рост зарплаты преподавателей и сотрудников. За истекшее 10-летие факультет был отремонтирован снизу доверху, приведены в полной порядок системы водо- и теплоснабжения, коммуникации, подвалы, внутренние помещения, фасад и крыша. Идут работы над чердачным помещением, с тем чтобы его можно было использовать для нужд факультета.

Факультет обзавелся современной типолабораторией, ставшей мини-типографским комплексом, который обеспечивает учебной, методической и научной литературой факультет, выпускает продукцию более 500 печатных листов в год; продюсерским и компьютерным центрами; переоборудовал телестудию, библиотеку и т. д. Он вписан в Глобальную сеть Интернет. Факультет имеет такое телевизионное оборудование, которого нет у многих телекомпаний страны. Все это способствовало повышению профессиональной подготовки студентов, о чем свидетельствует успех их практики на самых авторитетных телеканалах, к примеру BBC.

Полученные правомочия юридического лица — это лишь возможность выйти на рынок, которую надо реализовать. Необходимо было выявить его конъюнктуру, найти, что предложить ему, научиться торговать. Здесь необходимы знания, стратегия, чутье. Руководство факультета справится со сложной задачей выхода на рынок.

Уже в 1997 г. была подготовлена и открыта новая образовательная программа «Связи с общественностью» (СО), на следующий год — программа «Международная журналистика». Обе востребованы до сих пор образовательным рынком. В учебный план в связи с этим вводились новые дисциплины: «Международное право», «Культура делового этикета», «Маркетинг», «Менеджмент», «Психология рекламы и СО» и др.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru