Эпоха Бережного: партийная модель выпускника

Г.В. Жирков

В октябре 1961 г. отделение журналистики филологического факультета ЛГУ отметило 15-летие. Этим событием фактически и завершилось его существование. 18 ноября приказом МВО оно было преобразовано в факультет журналистики. К этому времени в его штате было 16 преподавателей, 4 лаборанта, заведующий практикой, 4 мастера. По-прежнему на отделении было 2 кафедры и типолаборатория.

ТЗаочники у стен альма-матераким образом, журналистская специализация выходила на самостоятельный путь. Начался более активный процесс ее самоопределения и приведения подготовки журналистов в соответствие с требованиями текущей практики. В стране происходила научно-техническая революция; шло совершенствование информационных технологий; внедрялось в быт бурно развивавшееся телевидение; остро ощущался недостаток журналистов по радио и телевидению, специалистов по многим отраслевым проблемам, к примеру, по экономике, производству.

Чисто филологическая модель выпускника университета имела целый ряд недостатков. При всей универсальности она не давала в полной мере того, что называют ремеслом. Ей не хватало практицизма. Она совмещала, по сути дела, две специальности — преподавателя словесности и литсотрудника печати. Сложившиеся на филфаке ориентации на энциклопедические знания по классической, зарубежной и советской литературе, языкознанию во всем объеме, русскому языку, без сомнения, давали необходимый фундамент будущему журналисту. Но журналистика уже давно вышла из пеленок литературного процесса. Модель молодого специалиста филфака это отражала явно недостаточно.

Кроме того, надо учитывать и то, что обособление студентов-журналистов от филологов помогало партийным структурам более основательно контролировать подготовку «помощников партии»; в известной степени ограждало их от якобы тлетворного влияния остальной студенческой массы. Для нового подразделения университета существенным и выигрышным моментом тогда было то, что оно подпадало не только под этот контроль, но и под руководство местных партийных органов, которые стали нести прямую ответственность за кадры будущих журналистов, готовившихся университетом, что заставляло их помогать факультету в решении многих важных для его функционирования вопросов.

Поскольку целый ряд лет факультет курировался его талантливым выпускником В. И. Кузиным, постольку эта партийная опека, как отмечает в воспоминаниях А. Ф. Бережной, не была обременительной. Кузин «выносил в высокие областные инстанции вопрос об открытии отделения радио и телевидения»; убедил в целесообразности выпуска на факультете самостоятельной учебной газеты; выступал со статьями, доказывавшими жизненность университетской подготовки журналистов, и т. д. (с. 96–98). Важной особенностью нового этапа развития университетской журналистской специализации было устранение в ней филологического флюса — определение и совершенствование модели выпускника факультета журналистики. Из учебного плана были изъяты некоторые дисциплины классического гуманитарного филологического образования; началось введение курсов, носивших производственно-прикладной характер, дававших студентам основы экономики промышленности и сельского хозяйства, о хозрасчете, предприятии и др. Трудно давать однозначную оценку нововведениям, обретениям и потерям в связи с ними. Чаще всего все зависело от тех кадров, которые преподавали студентам-журналистам, и от того, учитывали ли они специфику новой для них аудитории. Запомнились блестящие лекции проф. Л. С. Бляхмана («Анализ деятельности промышленных предприятий»), проф. М. С. Кагана по эстетике, проф. В. Я. Ельмеева и Б. Р. Рященко по проблемам экономики.

Посвящение в журналисты на Марсовом поле. В центре — А. Ф. Бережной, В. И. КузинНовый факультет не сразу отделился от филфака, чему способствовал ряд объективных причин: не хватало аудиторного фонда, журфак вообще достаточно долго не имел своего помещения, определенное время общими с филфаком были и его материальная база, и во многом преподавательский состав, и студенческие учебные потоки. Журналисты слушали все лекции, кроме специальных, вместе с филологами. И это сыграло позитивную роль для тех студентов, которые тогда обучались на факультете журналистики. Они еще смогли слушать лекции проф. П. Н. Беркова, В. Я. Проппа, В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, Г. А. Бялого, Н. И. Мордовченко и др.

К сожалению, впоследствии на журфаке не все филологи-корефеи читали журналистам. И в этом потери были тем ощутимее, чем моложе был в педагогическом и научном смысле кадровый состав журфака. Сложность перехода специализации в новые условия определялась и молодостью и неопытностью педагогов. Вчерашние аспиранты, выпускники стали обучать журналистике студентов: требовался определенный период набирания опыта, как в педагогике, так и в исследовательской работе. Естественно, не все смогли выйти на тот уровень знаний, который ранее давал студентам филфак. Кроме того, молодого преподавателя манила журналистская практика, и многих она увела с университетской тропы. Часть окончивших аспирантуру, по велению сердца или столкнувшись с премудростями педагогики, уходила в газеты, на радио и телевидение. В лучшем случае они становились совместителями или почасовиками, помогая факультету растить журналистские кадры. Часть кадрового состава так и осталась на уровне интересов практической журналистики — в основном они вели семинарские занятия. Им не хватало багажа знаний, глубины теоретического видения. Перед каждым стояла огромная задача: стать достойными предшественников. Не все прошли поверку временем, оставшись на том уровне, с которым пришли в педагогику.

Главное то, что человек, возглавивший факультет, Александр Феодосеевич Бережной (1916–2005) явно оказался на месте и быстро набирал опыт и авторитет не только в рядах своих товарищей, но и в университете, в центрах подготовки журналистов страны. Он был инициативен, энергичен, трудолюбив, не боялся взять ответственность на себя в любом деле. Успевал не только решать учебно-производственные, организационные, хозяйственные вопросы, но и активно, всесторонне и плодотворно заниматься наукой: из-под его пера вышли сотни научных статей, более 30 книг. Бережной подготовил 5 докторов, 25 кандидатов наук. Он возглавлял факультет с 1961 по 1977 г.

Практика университетов показывает, что чаще всего успехи факультетов и институтов связаны с наличием в коллективе лидера, умеющего сосредоточить все важнейшие функции по руководству подразделением в своих руках, наладить отношения как с руководством, так и с коллективом. На том этапе, конечно, особенно важным был поиск в создании соответствующей времени модели выпускника факультета, использование для этого всех ресурсов университета и партийного руководства города с тем, чтобы обеспечить подготовку журналистов не хуже столичной, хотя, без сомнения, возможностей у нового факультета по сравнению с московским было значительно меньше. Надо сразу же сказать, что в целом А. Ф. Бережной оказался на высоте стоявших перед ним задач, и они были коллективом факультета решены. Но для этого понадобилось много времени и многое сделать.

Кадровая вполне естественная ситуация, сложившаяся на факультете в первые годы, тем не менее предопределила двойственное отношение к нему ректората: на нем работала молодежь, почти не было больших ученых, настоящей науки, многое было связано с партийной конъюнктурой; только общественная активность, преданность университету, стремление отдать все силы на его пользу; огромная организаторская и учебная работа (по успеваемости студентов факультет быстро прогрессировал и почти всегда был в числе лучших) скрашивали дело, мирили с необычным явлением в университетских стенах. Факультету пришлось доказывать свою полноценность и нечужеродность в системе университета.

Встреча с капитаном легендарного атомохода В. А. Алексеев, Х. С. Булацев Структура журфака развивалась достаточно медленно, хотя третья кафедра — стилистики и редактирования — была организована сразу же в 1961 г. Ею стал заведовать В. А. Алексеев. В 1968 и 1969 гг., когда по партийному постановлению 1968 г. в районной печати прием на факультет был увеличен до 75 человек на дневное отделение и до 150 на заочное, создаются кафедры: техники производства и оформления газет и организации средств информации (заведующий — Б. А. Вяземский), радиовещания и телевидения (заведующий — В. Б. Дубровин).

При оформлении кафедр факультет испытывал определенные трудности. В практике университетов новая кафедра обычно открывается под достаточно крупного ученого. Без наличия такого доказать ректорату необходимость организации нового подразделения для развития факультета или науки сложно. В этом смысле декану Бережному приходилось заранее не только готовить на своей кафедре кадровые и организационные проблемы будущего подразделения, но и решать вопросы с использованием высоких партийных инстанций, опираясь на вышедшие партийные документы. Так было, например, с появлением кафедры радиовещания и телевидения.

Ущербность такого, хотя и практически нужного, подхода очевидна. Во главе кафедр оказывались специалисты, не всегда способствовавшие их всестороннему развитию. Кафедра университета предъявляет к своему руководителю исторически сложившиеся требования, включающие в себя не только обеспечение организации и руководства учебным процессом, но и научную деятельность ее коллектива. «Назначение исполняющих обязанности заведующих кафедрами нашего факультета, — пишет А. Ф. Брежной, — не всегда соответствовало высоким требованиям университета к их педагогической и методической подготовке, научным показателям. Из-за этого уровень деятельности таких кафедр, работа отдельных их сотрудников нуждались в существенных коррективах. Однако подчас на кафедрах самими заведующими создавались нормы, которые следовало бы исправить» (с. 60–61).

В такой ситуации, как правило, звучал оправдательный мотив со ссылкой на особенности факультета журналистики: на то, что он — в отличие от других — творческий. Поэтому кафедру может возглавить мастер журналистики. Эта проблема для факультета стала традиционной. Ее решение так и не было найдено. Весьма вероятно, что в структуре факультета при кафедрах специализации могли быть такие подразделения, как мастерские, возглавлять которые могли бы авторитетные журналисты (не обязательно покинувшие практику). В связи с этим можно вспомнить опыт создания на факультете творческих студий. С 1967 г. один день в неделю, названный творческим, студенты работали в этих студиях обычно в редакциях под руководством видных специалистов, но этот опыт не был завершен организационно, журналисты не получали достойного вознаграждения за труд, нередко вели занятия без методического обеспечения.

Следующая кафедра факультета — зарубежной журналистики — начинает функционировать лишь в 1981 г., хотя многие наши выпускники пополняли и ряды журналистов-международников, а на факультете всегда учились иностранные студенты. Правда, в 1964 г. произошло преобразование кафедры истории журналистики в кафедру истории русской и зарубежной журналистики (заведующий — Н. П. Емельянов). Факультет заранее готовился к этому. В 1960 г. во Францию на стажировку был командирован аспирант В. С. Соколов, разрабатывавший и читавший по возвращении на факультет основной курс по зарубежной журналистике, готовивший впоследствии создание новой кафедры.

В этом случае, когда авторитетного декана уже не было, в дело вмешался партком университета. По его волевому решению заведовать кафедрой был назначен философ Ю. Н. Солонин.


Потребность в журналистах способствовала росту приема на факультет. Сравните динамику развития факультета
журналистики за 1946–1981 гг.: гг: 1946 1961 1968 1969 1975 1981
Кафедры     2     3     4     5     6     6
Профессора     1     –     1     1     1     3
Доктора наук     1     –     1     1     2     3
Прием студентов:
дневное отделение:     25     50     75     100     125
заочное:     150

Но очень сильны были представления о профессии журналиста, сложившиеся в обществе и в руководстве страной, опиравшиеся отчасти и на вековые традиции прессы, кадры которой складывались стихийно и своеобразным путем: журналистом может быть всякий, более или менее умеющий держать в руках перо, в лучшем случае представитель любой другой специальности, склонный к литературному творчеству. В советский довоенный период кадры журналистики во многом черпались из рядов рабочих и сельских корреспондентов. С 1930-х гг. в государстве началось создание массовых районных газет. К началу войны их насчитывалось более 3500. Основу их редакций составили именно корреспонденты-общественники.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru