На семинаре «Речевая коммуникация в средствах массовой информации», который пройдет 17-19 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге, новый учебник «Стилистика современного русского языка» представит один из авторов - Тамара Вячеславовна Матвеева, профессор кафедры риторики и стилистики русского языка филологического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького.
В учебнике на обширном материале русской словесности рассматриваются теоретические проблемы стилистики современного русского языка. Их изложение основано на базовой триаде языкознания: язык - речь - текст. Представлена классификация стилистически отмеченных единиц языка. Характеристика функционирования современного русского языка как системы стилей включает в себя описание типичного отбора и комбинаторики языковых средств, функционально-смысловых типов речи, текстовых категорий. Специальные разделы книги посвящены системному описанию научного, официально-делового, религиозного, публицистического, разговорного стилей. Особое внимание уделено вопросам эстетики языка и речи, интерпретации результатов креативной речевой деятельности.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
Для студентов-филологов, а также студентов, магистрантов, аспирантов гуманитарных специальностей.
Выходные данные
Купина Н. А., Матвеева Т. В. Стилистика современного русского языка: учебник для бакалавров. Углубленный курс. М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 415 с.
Рецензия В. А. Салимовского
Салимовский В.А. Рецензия на кн.: Н.А. Купина, Т.В. Матвеева. Стили-стика современного русского языка: учебник для бакалавров. Углубленный курс. М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 415 с. // Русский язык в школе. 2013. №3. С. 85-87.
Выход в свет рецензируемого учебника – важное событие для развития лингвистической стилистики и совершенствования ее преподавания в высшей школе. Авторам удалось синтезировать ключевые понятия ряда направлений этой науки, обогатить ее новыми теоретическими представлениями и методами исследования, органично включить в описание речевых разновидностей сведения об их текстовой организации и представление о вербальном творчестве как сущностной характеристике общения, его эстетической грани и источнике изменений культурно-речевых практик социума.
Как известно, теоретическая стилистика зарождается в первые десятилетия ХХ в. в разных национальных школах, по-разному определяющих ее предмет. Так, немецкие филологи (К.Фосслер, Л.Шпитцер) видели его в индивидуальном акте духовного творчества. Теория швейцарского ученого Ш.Балли была направлена на изучение экспрессивных фактов языковой системы. В русской же и чешской функциональной лингвистике 1920-30-х гг. (Московский лингвистический кружок, ОПОЯЗ, Пражская школа) начало формироваться стилистическое направление, изучающее закономерности употребления языка в различных сферах общения и сложившиеся в этих сферах стилевые нормы. Впоследствии оно получило название функциональной стилистики. В отечественной науке это направление плодотворно развивалось и стало доминирующим.
Современная ситуация в стилистике определяется как функционально-стилистической концепцией, так и идеями других школ и смежных лингвисти-ческих дисциплин (с 1980-х гг. – особенно лингвистики текста, лингвопрагма-тики, дискурсивного анализа). В учебниках по стилистике русского языка представлены наиболее важные результаты исследований в данной области знания, выработанные в разных научных направлениях. Это сведения как об основаниях функциональной стилистики, специфике и системности речевых разновидностей, так и о стилистических ресурсах языка (проблематика аналитической и экспрессивной стилистики), о композиции целого речевого произведения (вопросы стилистики текста), о тенденциях стилистико-речевых изменений (область истории литературного языка и диахронической стилистики). Можно утверждать, что к настоящему времени в теории лингвостилистики и в практике преподавания этой науки осознана необходимость синтеза ее понятий (Synteza 1991).
Новый учебник вносит значительный вклад в решение данной задачи. В основе его концепции – мысль о том, что функционирование системы языка предполагает воспроизведение традиции (нормативный аспект) и одновременно новаторство (креативный аспект). Этим создаются предпосылки интеграции функциональной и креативной стилистики. Другое базовое положение касается соотношения понятий языка и речи. В трактовке этих категорий акцентируется не столько их противоположность, сколько единство. В частности, стилистическая парадигматика и синтагматика единиц языка рассматривается как один из источников речевого творчества и образования стилистико-речевой системности. Отсюда внимание к языковым ресурсам стилеобразования. При этом представление о речи, речевом ряде дополняется и развивается понятием текста, определяемым под углом зрения лингвистической стилистики как «композиция готовых языковых единиц и образованных из них конструкций, вовлеченных в процесс коммуникации по единому авторскому заданию» (с. 21). Тем самым снимается противопоставление стилистики употребления языковых средств и стилистики текста.
Эти теоретические посылки определяют содержание и построение учебника. В первой его главе раскрываются системные основания стилистики: в фокусе внимания авторов – понятие «речевой системности», в том числе интра- и экстралингвистические детерминанты последней и ее единицы – языковые средства, речевые структуры и текстовые категории. Вторая глава посвящена проблемам функциональной стилистики как научной дисциплины, опирающейся «на понятие нормы языка и ее возможных вариаций» (Виноградов 1955: 66). В третьей главе содержится первое в отечественной лингвистике изложение основ креативной стилистики, изучающей речевое творчество личности.
Таким образом, авторы предложили способ интеграции проблем функциональной, креативной и аналитической стилистики, а в рамках функционально-стилистического направления – научных представлений о закономерностях употребления языковых единиц и об организации текста.
Кратко охарактеризуем базовые понятия и основное содержание учебника. Очень важно, что в нем получает развитие концепция речевой системности, сформировавшаяся во второй половине 1960-х гг. (Кожина 1968) и к настоящему времени выдвинувшаяся на авансцену речеведения: авторы адаптируют к задачам стилистического исследования понятие цели – важнейшей детерминанты выбора и использования языковых и речевых средств, вносят существенный вклад в разработку вопроса о единицах речевой системности и в изучение системности целого речевого произведения, воплощающего творческую деятельность его создателя.
Так, опираясь на понятийный аппарат лингвистики текста, авторы учебника дополняют базовое для функциональной стилистики представление о назначении («общей цели») вида деятельности и соответствующей формы сознания понятием авторского замысла, реализуемого в этой деятельности. Замысел предстает как комплексная целеустановка, определяющая специфическую для тех или иных условий общения актуализацию формы целого речевого произведения в виде единства его типологических признаков (текстовых категорий) – темы, композиции, хронотопа, тональности и др. Каждая текстовая категория конституируется не только разноуровневыми языковыми единицами – «лингвемами», но и их сочетаниями – «речемами» и более сложными интегральными речевыми структурами – «текстемами», представляющими собой последовательности целесообразно отобранных лингвем и речем.
Понятие речевой системности, осмысливаемое с текстоцентрических позиций, получает развитие и при обращении к индивидуальному тексту как результату вербального творчества. Единицами последнего выступают «креатемы» – «преднамеренно отобранные или преобразованные средства, нацеленные на создание эстетического впечатления» (с. 315). В системности речевого произведения (прежде всего художественного) анализ выявляет новые связи – синтагматические, обнаруживающие необычные соединения языковых единиц, и парадигматические – объединяющие языковые единицы в вертикальном контексте на основе общих смысловых признаков. Эти закономерности организации текста объективируют индивидуальный замысел субъекта речи, единство самобытного авторского отношения к действительности (В.В. Виноградов).
При описании функциональных стилей русского литературного языка авторам удается органично сочетать прочно утвердившиеся в стилистике представления с новыми идеями. Стили рассматриваются не только как «речевые массивы», но и как способы интеграции текста (К. Гаузенблас), его поверхностно-речевого плана в разных сферах общения. Глубоко и тонко интерпретируются экстралингвистические основания и определяемый ими конструктивный принцип каждого из стилей. Значительно обогащаются сведения о формах организации и качественных характеристиках публицистической, религиозной, разговорной речи. Для иллюстрации стилистических явлений используется современный текстовой материал.
Учебник впервые знакомит студентов с проблематикой речевого творче-ства. Излагаются классические представления об эстетической функции языка и ее связи с другими функциями, о языке поэтическом и практическом, систематизируются результаты новых исследований по эстетике речи, филологической герменевтике, лингвокультурологии.
Рассматривая принципы изучения индивидуального текста, авторы вводят целый ряд речеведческих понятий, в том числе об идиостиле, стилистическом узусе, групповых культурно-речевых конвенциях. Подчеркнем в этой связи, что сведения о коммуникативных нормах представителей различных социокультурных групп (возрастных, гендерных, профессиональных), значимые для обнаружения проявлений речевого творчества, важны, кроме того, для установления реальной картины стилистического варьирования речи в пределах тех или иных макростилей (особенно разговорного, художественного, публицистического) и определения тенденций их эволюции. Ценной является информация о специфике вербального творчества в политико-идеологической, религиозной, рекламной деятельности, о методиках лингвистического анализа художественного текста.
Методическим достоинством учебника является завершение каждой из его глав небольшим практикумом, который позволяет осмыслить введенные теоретические положения с опорой на конкретный речевой материал и выработать навыки его самостоятельного анализа.
Отметим в заключение, что рецензируемая работа может быть рекомендована не только студентам, но и учителям, которые найдут в ней данные о современном состоянии лингвостилистики, а также материал по всем основным темам школьного курса русской речи – вопросам о функциональной и социальной дифференциации языка в действии, его выразительно-изобразительных средствах, о речевых стилях и жанрах, организации текста, функционально-смысловых типах речи.
Хочется пожелать авторам учебника включить в следующее его издание раздел о художественном функциональном стиле, отсутствующий из-за ограниченного объема книги, и в качестве отдельного пособия подготовить сборник упражнений, который поможет студентам практически освоить новые речеведческие понятия и методики.
Литература
Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания, 1955. №1.
Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики / Перм. ун-т. Пермь, 1968. – 252 с.
Synteza w stylistyce słoviańskiej. Opole, 1991. – 219 s.