Учебный курс «Этнокультурные коммуникации» включен в программу подготовки магистров факультета журналистики ВШЖиМК СПбГУ «Журналистика и культура общества» в качестве одного из основных курсов специализации.
Цель и задачи курса: формирование у специалистов в области массовой коммуникации комплекса теоретических знаний в сфере межэтнического коммуникативного взаимодействия и развитие практических навыков культурной восприимчивости, адекватной интерпретации вербального и невербального поведения людей в этнокультурной среде, освоение способов преодоления коммуникативных затруднений.
Этнокультурная среда – это непосредственное окружение личности, интеграция материальных, духовных, культурных факторов, определяющих жизнедеятельность существующих в ней людей, которые, находясь в этой среде, испытывают на себе воздействие представителей иных этносов и культур.
Проблема эффективного диалога культур и этносов приобретает особую значимость в условиях трансформации коммуникативной среды, роста числа средств коммуникации и существенного расширения сферы коммуникации. Влияние массмедиа на качество воспроизводимых в этнокультурной среде коммуникативных связей неоспоримо. Именно поэтому для специалистов в области массовой коммуникации так важно компетентное владение и оперирование методами и способами организации эффективной этнокультурной коммуникации, наличие навыков самостоятельного анализа этнокультурных конфликтов и выбора путей их разрешения.
Курс содержит ряд разделов, посвященных исследованию актуальной зарубежной практики регулирования этнокультурных процессов. Так, особое внимание уделяется анализу того, к каким итогам привела политика мультикультурализма, проводимая правительствами США, Германии, Великобритании и Франции в 1960-2013 гг.; выявляются причины, по которым данная концепция была признана в некоторых странах несостоятельной.
Еще один важный для будущих специалистов в области массовой коммуникации аспект этнокультурной коммуникации – трансформация структуры этнокультурных контактов под влиянием глобализации. Приводит ли появление глобальной культуры, распространение глобального языка и глобальных информационных сетей к утрате этнической и культурной самобытности или является фактором оптимизации этнокультурной среды, какова роль социальных сетей как каналов этнокультурной коммуникации – эти и другие дискуссионные вопросы рассматриваются в заключительном блоке курса «Этнокультурные коммуникации».
Содержание дисциплины:
• Этнокультурная коммуникация как учебная и научная дисциплина. Основные цели и задачи курса «Этнокультурная коммуникация». Методологические подходы к изучению этнокультурной коммуникации.
• Этнокультурная коммуникация: определения и понятия. Сущность и характеристики этнокультурной коммуникации. Соотношение понятий «этнокультурная коммуникация», «межкультурная коммуникация», «кросскультурная коммуникация» и «мультикультурная коммуникация».
• Понятие культуры и его составляющие. Определения и подходы к изучению культур (элементы культуры, виды культур). Понятие «диалог культур». Культура как социальный феномен.
• Человек в этнокультурном пространстве. Этнос. Субэтносы и суперэтносы. Племя, народность, нация. Этнические миграции, интеграция, консолидация, ассимиляция, адаптация, аккультурация как виды этносоциальных процессов. Социальные параметры культурного развития народов. Межэтнические и надэтнические элементы культуры. Место человека в обновленном этнокультурном пространстве и проблема сохранения этничности.
• Категории межкультурной коммуникации Э. Холла и Г. Хофштеде. Теория Э. Холла о контекстах культур. Культуры с монохронным и полихронным использованием времени. Теория культурных измерений Г. Хофстеде. Категории оценки культуры (символы, ритуалы, герои, ценности).
• Этнокультурные различия при употреблении языка. Концепция Э. Сепира о соотношении языка и культуры. Языковые лакуны и безэквивалентная лексика. Возникновение общих заимствований в ходе взаимодействия языков и культур.
• «Языковая картина мира» и этнокультурная коммуникация. Языковые стили: прямой, косвенный, детализированный, развернутая речь. Стратегии и тактики убеждения.
• Коммуникативные неудачи в этнокультурной коммуникации. Понятие коммуникативной неудачи. Типологии коммуникативных неудач. Механизмы и типичные ошибки восприятия. Специфика текстовой деятельности в процессе межкультурной коммуникации.
• Коммуникация в разных культурах. Смысловой контакт в межкультурной коммуникации. Возможности возникновения «псевдокоммуникации» и «квазикоммуникации» в инокультурном контексте общения. Фреймы как способы познания разных культур.
• Журналистика как этнокультурный феномен. Этнический фактор в политике и идеологии. Этноцентризм, национализм, шовинизм, фашизм. Журналистика как этнокультурный феномен. Влияние массмедиа на этнокультурные процессы.
• Невербальные аспекты этнокультурной коммуникации. Сравнительно-сопоставительный анализ невербального поведения в разных коммуникативных ситуациях представителей восточных и западных культур.
• Этнокультурное взаимодействие в условиях глобализации. Существование и роль культур в контексте глобализации. Влияние глобализации на характер межкультурного взаимодействия.
• Этнокультурная коммуникация, опосредованная Интернетом. Возникновение и распространение глобального языка, глобальных информационных сетей и появления глобальной культуры. Социальные сети как каналы этнокультурной коммуникации.
• Этнокультурная коммуникация и политика мультикультурализма в Западной Европе. Концепция мультикультурализма в контексте европейских этнокультурных и этнополитических процессов (2000-2012 гг.). Регулирование этнокультурных процессов: опыт Франции, Великобритании, Германии, Канады, США, России.
• Деловая коммуникация в этнокультурном взаимодействии. Ведение деловых переговоров, формы деловой переписки: этнокультурные особенности.