Освещение этноконфессионального конфликта в современной прессе Судана

Юлия Дмитриевна Клусова

Научный руководитель к. полит. н., доц. С. Б. Никонов

Аннотация. В статье рассматриваются основные характеристики этноконфессиональных конфликтов и особенности их освещения, а также анализируется опыт Республики Судан в этом вопросе. Отмечается значение выбора стратегии в работе с данным явлением.

Этноконфессиональный конфликт – один из самых сложных с точки зрения освещения средствами массовой информации вид социального конфликта. При этом современная история – арабо-израильский конфликт, конфликты на Балканах и на Кавказе – доказывает, что проблема освещения столь неоднозначного явления в наши дни крайне актуальна. Для журналиста важно, с одной стороны, не навредить и не привести к усугублению ситуации, а с другой – нужно стараться оставаться объективным, доносить всю необходимую информацию до аудитории.

На основе работ И. Д. Звягельской, В. А. Ачкасова, И. В. Кудряшовой, можно определить этноконфессиональный конфликт как разновидность социально-политического конфликта, как минимум один из субъектов которого идентифицирует себя и противоположную сторону в этнических и конфессиональных категориях. Данное явление не исчерпывается лишь религиозным и этническим факторами, однако последние способны в наивысшей степени консолидировать стороны конфликта, сделать конфликт ожесточенным и трудноразрешимым. Предметом конфликта при этом могут быть территория, ресурсы, борьба за власть, экономические противоречия, культурное отторжение. Важно отметить, что сама по себе религия не является конфликтогенным фактором, а играет инструментальную роль. Она широко используется различными политическими силами для обоснования территориальных или иных претензий, для оправдания и подкрепления используемых насильственных методов (3).

Конфликт между Севером и Югом Судана начался в 1955 г. и продолжается с некоторыми перерывами и трансформациями до настоящего времени.

А. Л. Емельянов вслед за политологом Д. В. Поликановым относит конфликт в Судане к тому типу конфликтов, в основе которых лежит «комплекс противоречий, возникающих на почве религиозных и конфессиональных отношений в большинстве случаев между арабизированным и африканским населением стран, расположенных в зоне, которая разделяет Тропическую Африку и Магриб» (3; 24), что позволяет нам рассматривать его как этноконфессиональный конфликт. Е. М. Травина также выделяет первостепенное значение религиозного фактора в рассматриваемом нами конфликте, к которому примешаны борьба за власть, ресурсы и самоопределение (4; 200).

С момента обретения Суданом независимости в 1956 г. страна пережила две гражданские войны и отделение в ходе контролируемого международным сообществом референдума в 2011 году части Судана в виде нового государства Южный Судан, которое было официально провозглашено 9 июля 2011 г. (5). Однако конфликт не завершился. В мае 2011 г. произошло вооруженное столкновение в Южном Кордофане между Народной армией освобождения Судана и правительственными войсками. Абьей, входящий в состав Южного Кордофана, до сих пор остается спорным богатым месторождениями нефти районом, о владении которым правительства Судана и Южного Судана не могут договориться. Затрудняют процесс разрешения конфликта напряженные отношения между основными группами, проживающими на этих территориях – кочевым арабским племенем миссерия и южносуданским племенем нгок-динка (9).

Говоря об освещении конфликта в Судане, стоит отметить некоторые особенности, характерные для освещения конфликтов в целом. Под информационным сопровождением конфликта понимается направленное или спонтанное освещение в прессе значимых событий конфликтного противостояния. При этом аудитории СМИ дается информация о субъектах и предмете конфликта, о предполагаемых или реальных целях и намерениях соперничающих сторон, о реальных и вероятных последствиях конфликтного взаимодействия (7).

По мнению М. Мельникова, в прошлом аналитика и директора Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России, идеальная (позитивная) модель освещения включает в себя отражение реальных проблем, вызвавших конфликт, реалистичное отображение стадии конфликта, объективный образ сторон, отсутствие стереотипов, точное и полное информирование о конфликтных событиях и др. (7; 17).

Однако практика доказывает, что полное и объективное информационное сопровождение конфликта практически невозможно, а порой оно только усиливает конфронтацию сторон. Поэтому работникам СМИ следует тщательно обдумывать стратегию освещения и стараться не совершать ошибок, которые могут привести к эскалации конфликта. Для журналиста важно понимать, какова стадия конфликта, какое на этом фоне общее состояние аудитории, и стараться предвидеть отклик на результаты его работы.

Предсказать последствия выбранной средствами массовой информации стратегии в такой ситуации оказывается очень сложной задачей. Поэтому порой стороны конфликта прибегают к политике тотального контроля информационного потока или даже замалчивания информации о конфликте. Некоторые исследователи считают стратегию «информационного вакуума» приемлемым механизмом урегулирования конфликтов (2). Также в период развития этноконфессионального конфликта власти государств зачастую применяют цензурирование по отношению к СМИ, что обычно не противоречит международным правовым нормам. Наряду с этим журналист, освещающий столь сложное явление всегда должен руководствоваться принципами профессиональной этики и самоцензуры, соблюдение которых как раз является характерной чертой суданской журналистики.

Система СМИ Республики Судан представляет собой развитый механизм производства и распространения информации и включает в себя как традиционные формы: прессу, радио и телевидение, так и современные, которые напрямую связаны с сетью Интернет. В стране действуют два информационных агентства: Sudan News Agency (SUNA) (8) и Sudan Media Centre (SMC).

Однако наиболее влиятельным типом СМИ Судана остается печатная пресса. Газеты не соперничают с телевидением и радио благодаря своему разнообразию и относительной свободе. А интернет издания по большей части представляют собой электронные версии существующих газет и намеренно публикуют не полный объем материалов. В настоящее время в Судане выходит 26 газет на арабском языке и одна на английском, 2 экономических издания, 7 спортивных газет, 10 развлекательных изданий.

Стоит отметить, последние годы стали сложным периодом для суданской прессы в связи с экономическими трудностями, строгим государственным контролем и оттоком аудитории в постепенно распространяющуюся сеть Интернет. За последние 5 лет общее количество изданий сократилось почти вдвое, заметно уменьшились и тиражи газет. Тираж самой популярной газеты «ал-Интибаха» («Внимание») на начало 2015 года не превышал 40 тыс. экземпляров, а общий ежедневный тираж всех газет составлял около 100 тыс. экземпляров. Для сравнения, в 1960-1970-е гг. суммарный тираж только двух газет «ал-Айам» («Дни») и «ас-Сахафа» («Газетчик») достигал 200 тыс. экземпляров.

Один экземпляр газеты обычно проходит через несколько рук: его либо покупают вскладчину, либо передают после прочтения, либо даже перепродают. Это доказывает, что интерес к прессе очень высок со стороны всех слоев населения. Именно поэтому власть в Судане уделяет особое внимание вопросам прессы и ее регулирования.

Деятельность СМИ, в том числе печатных, регламентируется Положением о прессе и публикации, принятым в 2009 году (6). Этот закон считается противоречивым, так как, с одной стороны, он провозглашает принципы свободы и независимости прессы, а с другой стороны, утверждает первостепенность Закона о национальной безопасности и Уголовного кодекса над Положением о прессе и наделяет Совет по прессе широкими полномочиями и рычагами цензурирования, которые делегируются офицерам национальной безопасности, и те имеют право проверять редакции газет. Они могут запретить выпуск отдельных материалов или даже всего номера газеты, а также изъять уже напечатанный тираж (1; 59).

Кроме государственного контроля, как уже было сказано, для суданских журналистов характерна высокая степень ответственности, выраженная в самоцензуре и строгом соблюдении этических норм. Журналисты большое значение уделяют духовно-идеологической ипостаси своей деятельности.

Контент-анализ суданских газет («ал-Интибаха» («Внимание»), «ас-Судани» («Суданец»), «Ахбар ал-йаум» («Новости дня») «Алуан» («Краски») и др.), а также изучение особенностей государственного регулирования, позволили нам сделать вывод о том, что информационное сопровождение этноконфессионального конфликта на юге Судана в значительной мере контролируется государством. Информацию, касающуюся национальной безопасности и всех военных планов и операций, журналисты получают только из официальных источников, из-за чего все издания за редким исключением (например, базирующийся за пределами страны интернет-портал «Sudan Tribune») публикуют одинаковые сведения о ходе конфликта.

В информационном сопровождении конфликта журналистика Судана в полной мере выполняет свою идеологическую функцию, мобилизуя аудиторию и формируя у нее образ сторон конфликта. Из-за этого на второй план уходит информационная роль прессы – освещение конфликта не является объективным.

В жанровом отношении освещение конфликта строится в основном на аналитических и публицистических материалах, что как раз и помогает журналистике осуществлять идеологические функции. Информационные заметки встречаются гораздо реже, репортажи практически отсутствуют. На тематическом уровне освещение конфликта зависит от происходящих событий, но журналисты склонны акцентировать положительные моменты, чтобы избежать эскалации конфликта.

Подобная стратегия освещения этноконфессионального конфликта не соответствует всем без исключения нормам положительной модели информационного сопровождения, однако помогает не допустить распространение паники среди населения, поддерживать необходимое для государства отношение к конфликту и регулировать его развитие, что, на наш взгляд, позволяет считать ее эффективной.

Литература

1. Абд ар-Рахим Омар Мухи ад-Дин. Суданская журналистика между жаром власти и огнем владельцев компаний. Хартум, 2009.

2. Бекуров Р. В. «Информационный вакуум» как возможный механизм урегулирования локальных и региональных конфликтов // Средства массовой информации в современном мире. СПб., 2000. С. 164-165.

3. Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные: уч. пособие / под ред. А. Д. Воскресенского. М., 2008.

4. Травина Е. М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире: уч. пособие. СПб., 2007.

5. Троицкая Ю. Власти Судана признали независимость Республики Южный Судан // РИА Новости. URL: ria.ru/world/20110708/398993881.html

6. Положение о прессе и публикации // The National Assembly. URL: www.parliament.gov.sd/ar/index.php

7. Прикладная конфликтология для журналистов. М., 2006.

8. Sudan News Agency. URL: suna-sd.net

9. Osman T. S., Jennings S. Abyei Dispute Threatens Sudan Accords // Institute for War and Peace Reporting. URL: iwpr.net

Юлия Дмитриевна Клусова | 10 июля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация