Состоялась экскурсия в Пушкинский дом

Текст: Марина Куракина

Экскурсия студентов Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ в Литературный музей и Рукописный отдел Пушкинского дома состоялась 8 ноября под руководством Юлии Балашовой — профессора кафедры истории журналистики, доктора филологических наук в рамках лекций по истории русской литературы.

Экскурсию провела Татьяна Сергеевна Царькова — заведующая Рукописным отделом ИРЛИ РАН, доктор филологических наук. Она рассказала, что ранее Рукописный отдел находился на первом этаже рядом с вестибюлем. Со временем Отдел переехал в новое здание, однако имена основателей Пушкинского дома, тех, кто стоял у истоков его создания: Борис Львович Модзалевский (1874-1928 гг.) и Нестор Александрович Котляревский (1863-1925 гг.), увековечили на мемориальной доске, которую можно увидеть при входе в Пушкинский дом. Другая мемориальная доска посвящена Константину Константиновичу Романову (К. Р.) (1856-1915 гг.)) — великому князю, поэту, переводчику, драматургу, выдающемуся деятелю русской культуры, президенту Академии наук, одному из основателей Пушкинского Дома, который внес значительный вклад в пополнение музейных фондов, а также завещал личный архив, который в последствие был конфискован, его оставшаяся часть хранится в Рукописном отделе. На третьей мемориальной доске можно прочитать имена сотрудников Пушкинского дома, тех, кто погиб в Великую отечественную войну и умер во время ленинградской блокады.

Татьяна Сергеевна также отметила, что основное здание Пушкинского дома было построено таможенниками, поскольку изначально в здании располагалась морская таможня: «Таможенники строили для себя, строили великолепно. Со дня основания до настоящего времени здесь не было ни одного капитального ремонта», — сказала она.

Большие фонды музея потребовали больших площадей. В 1999 году ко дню 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина музей получил новое здание, в которое переехал Рукописный отдел.

Рукописный отдел занимает в структуре Пушкинского Дома особое место. В совокупности с Литературным музеем и Библиотекой он составляет тот источниковедческий комплекс, который послужил основой для создания в 1930 году академического Института русской литературы. Датой создания Рукописного отдела может считаться 1906 г., когда в Пушкинский Дом поступила библиотека А. С. Пушкина, насчитывающая более 3500 томов. В 1908 г. поступили и первые рукописные материалы — письма А. Н. Плещеева к В. Д. Дандевилю. Тогда же в составе книжно-рукописного собрания П. А. Ефремова Пушкинский Дом получил и первые автографы А. С. Пушкина, а позднее, в 1928 г., — знаменитое собрание рукописей и реликвий пушкинской эпохи, принадлежавшее А. Ф. Онегину.

Продолжилась экскурсия в залах Литературного музея, в которых представлена экспозиция, посвященная русской литературе XIX века. В первом, Пушкинском зале, сохранилась обстановка эпохи становления музейно-выставочного комплекса, которым изначально являлся Пушкинский дом и задачей которого была просветительская миссия. Сегодня в этом зале можно увидеть многочисленные портреты пушкинской эпохи, мебель, предметы быта. Многие экспонаты пришли из царско-сельского лицея. Большая часть экспозиции была приобретена в 1917 году.

«Лермонтовский зал поистине драгоценен, потому что в 1917 году Пушкинский дом стал обладателем личных вещей и рисунков поэта, которые заняли место в постоянной экспозиции», — рассказала Татьяна Сергеевна. Среди личных вещей Лермонтова можно увидеть «Дневник звездочета» — альбом, который Михаил Юрьевич брал с собой на балы-маскарады, шашку Лермонтова, его эполеты, карманный карандаш, вынутый из кителя после дуэли, а также небольшая икона св. Иоанна воина, которую Лермонтов, очевидно, носил с собой. Уникальными являются портреты, выполненные поэтом в технике «Акварель», датируемые 1831-1838 гг.

В основе экспозиции Толстовского зала лежит коллекция первого в России музея Л.Н. Толстого, открытого 27 марта 1911 г. по инициативе первого всероссийского съезда писателей (1908) в Петербурге на Васильевском острове. Музею предшествовала Петербургская Выставка для устройства музея им. Л.Н. Толстого, развёрнутая усилиями Толстовского общества в марте 1909 г. в залах Театрального клуба на Литейном проспекте, и насчитывавшая более 4300 предметов, так или иначе касавшихся исключительно самого писателя. Толстовский фонд Литературного музея включает материалы редкой ценности. Это, прежде всего, подлинные изображения Л.Н.Толстого в оригиналах художников и скульпторов, большей частью выполненные с натуры. В экспозиционном зале представлены портрет писателя работы Н.Н. Ге, картины и рисунки И. Е. Репина и Л. О. Пастернака, знаменитое полотно Г. Г. Мясоедова «Чтение “Крейцеровой сонаты”», скульптурные изображения писателя работы К. А. Клодта, Н. Н. Ге, П. П. Трубецкого, И. Я. Гинцбурга, И. Е. Репина, Н. Л. Аронсона, С. Д. Меркурова, а также скульптурные изображения отца и матери, созданные Львом Львовичем Толстым.

В зале представлены материалы, связанные с историей создания и публикацией романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», портреты прототипов героев, первые издания. Значительная часть экспозиции отведена фотографиям, что обусловлено особой ролью этого искусства, вытеснявшего живопись во второй половине XIX - нач. XX вв. Наиболее значительны собрание фотографий, выполненных другом и издателем Толстого В. Г. Чертковым, работы Софьи Андреевны Толстой и знаменитого К.К. Булла, составляющие подлинную фотолетопись жизни Л.Н. Толстого Безусловный интерес представляют личные вещи Л.Н. Толстого, среди которых наряду с чашкой, блюдцем, ручкой, блузой писателя, посетители музея могут увидеть сшитые им самим сапоги.

Зал литературы серебряного века представляет последний раздел историко-литературной экспозиции музея и посвящен литературной ситуации конца XIX начала XX вв. Экспозиция отражает духовные искания эпохи на фоне исторических событий; портреты кумиров эпохи – Ф. Ницше, Ф. Достоевского, Л. Толстого соседствуют с портретами Ленина, В. Маяковского, А. Блока, изданиями первых лет революции, плакатами периода Русско-японской и Первой мировой войн, революции 1917 г. и первых послереволюционных лет.

Экспозиция позволяет погрузиться в «мистическую» атмосферу литературы «серебряного века»: салон Д. Мережковского и З. Гиппиус, вечера у Ф. Сологуба и московские собрания В. Брюсова и К. Бальмонта и т. п. В это же время широкая публика зачитывалась произведениями А. Чехова, М. Горького, А. Куприна, И. Бунина, Л. Андреева и многих других писателей реалистического направления.

Здесь можно увидеть мемориальные предметы из последней квартиры Сологуба, письменный стол О. Мандельштама, стол из гостиницы «Англетер», на котором было написано предсмертное стихотворение Есенина, написанное кровью по результатам многочисленных экспертиз, личные вещи А. Чехова, А. Блока, Н. Гумилева, А. Ремизова. Рядом размещены фотографии из писательских архивов, запечатлевшие не только лица ушедшей эпохи, но и характерные черты быта.

Рукописный отдел — главная цель посещения Пушкинского дома — постоянно пополняющееся и развивающееся архивохранилище. В настоящее время в составе Рукописного отдела имеются личные фонды В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. И. Гнедича; декабристов К. Ф. Рылеева, братьев Бестужевых, И. А. Анненкова, С. Г. Волконского; литература второй половины XIX в. представлена в нем фондами Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Добролюбова, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, А. А. Фета и др.; огромный комплекс материалов представляет литературный процесс конца XIX — начала XX вв.: это фонды А. А. Блока, А. И. Куприна, М. А. Волошина, Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба, Вяч. Иванова, А. М. Ремизова и др.

В специальном хранилище Рукописного отдела имеются автографы А. Блока и его последнее стихотворение, А. Ахматовой и партитуру С. Лядова на стихи Ахматовой, О. Мандельштама, А. Белого, а также письма Ф. Достоевского и его рукопись к роману «Братья Карамазовы», письмо Ч. Диккенса, перьевой рисунок И. Айвазовского и портрет, выполненный К. Петровым-Водкиным. Архив К. Петрова-Водкина насчитывает около ста работ, которые ранее нигде не экспонировались. В планах сотрудников Рукописного отдела представить эти работы широкой аудитории. Также планируется подготовить выставку, приуроченную к 80-летию со дня рождения Сергея Довлатова.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация