Великая сила искусства

Долгие годы бытует мнение, что Русский музей в Петербурге и Третьяковская галерея в Москве представляют исключительно произведения русских художников, а Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина – музеи-западники. Это действительно так. Но для того, чтобы Пушкинский музей по праву назывался обладателем одной из крупнейших в России коллекций произведений зарубежного искусства, его нынешнему президенту, Ирине Антоновой, пришлось стараться на протяжении более 50 лет.

Сейчас в Пушкинском музее находится около 700 тысяч произведений разных эпох на любой вкус: начиная с Древнего Египта и заканчивая началом XXI века. Но это сейчас. А Ирина Александровна вступила в должность директора еще в 1961 году.

Приходилось бороться с советской идеологией. Возглавив ГМИИ, Антонова начала менять историю.

Уже в 1950-е здесь показывали Пабло Пикассо, в 1966 году в музее прошла выставка опального Тышлера. В 1974 году в пуленепробиваемом ящике привезли Мону Лизу из Лувра.

В 1970 году она провела коренную реорганизацию экспозиции, Пушкинский первым «начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным».

«В 1972 году мы приняли решение отметить пятидесятилетие существования нашей картинной галереи, которое предстояло через два года. Я предложила освободить от слепков половину второго этажа и выставить там картины, сосланные как формалистические и вредные для народа. Не все разделяли мой энтузиазм. Многие в Академии художеств не хотели, чтобы в Москве начали показывать искусство, которые отличается о того, что все они делали.»

В конце концов, на заседании отдела культуры ЦК партии было сказано: «Пусть делает! Если не получится, мы все вернем назад». Но вернуть ничего не получилось. Это, несомненно, была победа.

«Вот смотрите: в нашей стране всю жизнь было негласное разделение: Эрмитаж и ГМИИ — Третьяковка и Русский музей. Тут — мировое искусство, там — отечественное. Первыми, кто начал это правило нарушать, были мы. В 1972 году Пушкинский музей провел выставку портрета. Тогда я, одержимая мыслью, что наше искусство недостаточно ценится за рубежом, решила его продвигать.»

С этого момента в Пушкинском начались «смешанные» выставки: соседствовали работы Ренуара и Серова, выставлялись портреты одних и тех же людей, написанные художниками из Европы и России. Это позволяло читателю разглядеть общую канву мирового искусства.

«По тому же принципу мы сделали выставки пейзажа, натюрморта. Затем были «Москва — Париж» и «Москва — Берлин». Задача была показать, что мы такие же европейцы и участвуем в общем движении…»

В 1981 году в музее состоялась большая выставка «Москва – Париж». Сначала - в центре Помпиду в Париже, потом - в ГМИИ. Были показаны работы Малевича, Кандинского, Филонова... Ее посетили тысячи людей, тысячи пойманных русским искусством сердец.

«Вопрос, где делать выставку «Москва — Париж», обсуждался… Фраза тогдашнего директора Третьяковки стала почти крылатой: «Через мой труп». Примерно так же отреагировала Академия художеств. Но я сказала следующее: «Знаете, коллеги, у нас такая подпорченная репутация из-за международных выставок, что эту я бы взяла на себя». Все облегченно вздохнули. С моей стороны это уже был поступок.»

В 90-х годах была проведена уникальная выставка – «Москва – Берлин». Картины, написанные во времена расцвета фашизма и сталинизма, были удивительно похожи. Хотя художники и находились «по разные стороны баррикад». Выставка стала прорывом.

В этом году под руководством Ирины Антоновой, правда уже президентским, а не директорским, в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени Пушкина выставляются шедевры Лейденской коллекции — одного из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века. В экспозиции представлены 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России, — восемьдесят картин и два рисунка.

«В борьбе за зрителя мы думаем над новыми проектами. Скажем, первыми пошли на сопоставление современного дизайна с классическим искусством: провели масштабные выставки Chanel, Dior. Когда к нам обратились кураторы дома Chanel, я предложила им показать не просто последние тенденции — мы же не салон, где выставляются новинки для продажи, — а истоки, концепцию появления моды… Ведь сама Шанель была связана с художниками, интересовалась русским искусством.

А когда мы делали выставку итальянского модельера Капуччи, то разместили экспонаты в залах античного искусства, в Греческом дворике, потому что он очень архитектурен, его платья похожи на античные тоги.»

Признание авторитета президента музея мировым сообществом позволило показать в ГМИИ лучшие полотна из крупнейших художественных собраний, которые редко высылались за рубеж: «Антея» Пармиджанино (Музей Каподимонте, Неаполь, 2007), «Дама с единорогом» Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим, 2011), шедевры Тициана из музейных собраний восьми городов Италии (2013).

Несомненно, Ирина Антонова сыграла огромную роль в культурном сотрудничестве между Россией, Италией, Англией и другими странами. Не пора ли нам вспомнить о силе искусства?

polyaohra | 20 апреля 2018
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация