Выборная предрешенность
Удивят ли сентябрьские выборы?С начала этого года в отставку ушли несколько губернаторов, срок полномочий которых истекает в этом году. А уже 10 сентября в нашей стране пройдут выборы глав субъектов Федерации. Стоит ли ожидать сюрпризов от грядущей предвыборной кампании или результаты единого дня голосования понятны уже сейчас?
В единый день голосования, 10 сентября 2017 года, в нашей стране пройдут выборные кампании различного уровня. В их числе - выборы глав субъектов Федерации.
Прямые выборы глав регионов были возращены в апреле 2012 года. Тогда вступил в силу федеральный закон, инициатором которого стал президент России Дмитрий Медведев. Ранее, в 2005-2011 годах, выборы губернатор заменялись процедурой наделения полномочиями.
Кроме широко известного возрастного ценза – кандидат на пост главы региона должен достичь возраста 30 лет – существует и ещё одно ограничение, так называемый муниципальный фильтр. Это процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку кандидата в губернаторы. В зависимости от субъекта Федерации для выдвижения необходимо заручиться поддержкой от 5 до 10% депутатов. Также законодательство конкретного региона устанавливает, возможно ли участие в выборах кандидата-самовыдвиженца, или претенденты выдвигаются исключительно политическими партиями.
Присутствие в числе ограничений муниципального фильтра может стать серьезным препятствием для кандидатов в некоторых регионах. Почти повсеместно у парламентской оппозиции невысокое представительство на уровне муниципалитетов, так что «Единой России» придется помогать конкурентам со сбором подписей для прохождения фильтра. Для партии власти это определенно сильная позиция, позволяющая уже на этом этапе не пропустить на выборы серьезных конкурентов.
С начала этого года досрочно ушли в отставку несколько глав регионов, чьи полномочия истекали уже в мае-октябре 2017 года. Первой стала Адыгея, где прямые выборы отменены госсоветом-Хасэ: в январе на место Аслана Тхакушинова пришел Мурат Кумпилов, работавший в регионе и ранее. При этом врио значительно моложе своего предшественника.
Активно же смена высших должностных лиц в регионах пошла в феврале. Досрочно ушли в отставку Виктор Басаргин (Пермский край), Вячеслав Наговицын (Бурятия), Сергей Митин (Новгородская область), Олег Ковалев (Рязанская область) и Александр Худилайнен (Карелия). Их в должности глав регионов сменили соответственно Максим Решетников (ранее - глава департамента правительства Москвы), Алексей Цыденов (бывший замминистра транспорта), Андрей Никитин (в недавнем прошлом гендиректор Агентства стратегических инициатив), Николай Любимов (экс-депутат Госдумы по спискам ЕР) и Артур Парфенчиков (до этого - глава Федеральной службы судебных приставов).
В общении с прессой теперь уже бывшие губернаторы объясняли свою отставку примерно одинаково. «Обновление послужит сохранению положительной динамики развития экономики и социальной сферы и даст новый импульс для дальнейшей консолидации… общества», «необходимо дать возможность кандидату президента заслужить доверие жителей» - говорится в обращении бывшего главы Карелии господина Худилайнена. Остальные отставники придерживались похожих версий.
Но в то же самое время в СМИ распространялась совершенно другая причина: несоответствие ушедших губернаторов новой системе оценки, разработанной первым замглавы администрации президента Сергеем Кириенко. Источник «Московского Комсомольца», близкий к АП, утверждает, что в ней уже не фигурирует ни возраст главы региона, ни количество лет во власти. Даже электоральный статус «Единой России» не имеет принципиального значения. Основных критерия три - экономическая эффективность, доверие населения и отсутствие претензий со стороны правоохранительных органов. И, в конечном итоге, президент меняет «аутсайдеров, которым уже ничто не поможет», на «стопроцентных технократов, проверенных системой».
Иных взглядов придерживается научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Наталья Зубаревич. «Не ищите экономического контекста — его там нет. Снимают не по критериям качества управления, а по критериям низкой популярности и отсутствия контроля над элитами» - заявила она.
Похожую причину называет и Владимир Гельман, профессор Европейского университета. Он считает мысль о том, что Москву интересует только правильный процент, устаревшей. «Теперь у Кремля новый акцент — явка. Отправленные в отставку губернаторы, которые прочно держались в регионах, уже разучились будоражить население: явка падала. С новыми дело может пойти интереснее» - утверждает он, называя "предвыборный фактор" одним из ключевых в недавних отставках.
Вероятность для нынешних врио сохранить за собой посты глав регионов после сентябрьских выборов весьма высока. В многочисленных рейтингах губернаторов по выживаемости/устойчивости у всех отставников оценки были на двоечку-троечку. Так что понятно, что население если и не ожидало их скорого снятия, то явно не будет этим снятием разочаровано.
Даже тот факт, что большая часть исполняющих обязанности глав регионов – «варяги» (то есть руководители, назначаемые со стороны и не работавшие в регионе ранее), вряд ли слишком повлияет на их рейтинг перед выборами. Назначенцы чаще всего формируют и региональное правительство из «варягов». Именно так сейчас обстоят дела, например, в Ярославской, Кировской областях и в Севастополе. Население в большинстве своем относится к такой команде вполне нейтрально. На фоне правительства уходящего губернатора-неудачника новые назначения встречают с оптимизмом.
Полгода, разделяющие серию отставок и единый день голосования – срок достаточный, чтобы назначенцы успели завоевать доверие избирателей и привыкнуть к специфике конкретного региона. Здесь вполне может сработать «эффект медового месяца»: население и местные элиты будут связывать с врио надежды на существенные изменения и, возможно, даже на увеличение финансовых вливаний в регион. Времени хватит и для начала каких-то не слишком крупных, но уже заметных для избирателей изменений. При этом полугода явно мало для оценки реальных экономических изменений или же для попыток реализовать крупные проекты, так что избиратели не успеют разочароваться в новом губернаторе. Но как в реальности сложится ситуация, покажет время.
Наталья Никишина