Аналитический сюжет "Сможет ли Россия стать пушной державой? Соболиный вопрос"

Цель сюжета – показать, что Россия может стать мировой пушной державой, но только не за счет количества продаваемого меха, а за счет нового бренда – уникальной соболиной пушнины, которая не продается больше нигде в мире. Проблемы в этой отрасли есть, но можно найти их решение. В сюжете представлены элементы анализа, разные перспективы и варианты развития событий.

Жанр: аналитический сюжет

Хронометраж: 7 минут

Герои: сотрудник Баргузинского заповедника, охотник на соболя, преподаватель факультета охотоведения Иркутской сельхозакадемии, эксперт ОАО «Союзпушнина»

Места съемок: Санкт-Петербург, Иркутская область

Подводка ведущего в студии:

Испокон веков Россия была пушной державой. Значение экспорта меха в российской экономике было столь велико, что до начала ХХ века, наряду с драгоценными камнями и металлами, пушнина даже входила в золотовалютный запас страны. Доля Советского Союза на мировом рынке меха – 40%, а производство – более 12 миллионов шкурок в год. В 90-е годы Россия почти отказалась от прежних технологий и утратила свои позиции. Как сегодня обстоят дела на меховом рынке и что может вновь вывести Россию в лидеры, расскажет наш корреспондент …

STAND UP:

Дворец пушнины: это здание с громким названием появляется в Ленинграде в 1939 году. Уже восемь лет дважды в год здесь проходят знаменитые на весь мир пушные аукционы. До этого меха торгуют в исторических местах города: продавцы и покупатели встречались в Русском музее, залах Академии художеств и гостинице «Астория».

Сейчас с января по декабрь аукционы проводятся четыре раза. На последних 199-х торгах в январе этого года было продано около 300 тысяч шкурок, цена за каждую колебалась от трех долларов до полутора тысяч.

Видео: журналист идет вдоль здания Дворца пушнины, заходить вовнутрь, продолжает говорить.

Life с торгов (брокеры назначают цену)

ЗКД:

Спрос на рынке меха главным образом формируют Китай и Россия. Экономика Поднебесной вот-вот выбьется в лидеры, люди стремятся в средний класс, а мех, – это способ показать социальный статус и материальное благополучие. Китай выступает посредником между поставщиками пушнины и покупателем готового продукта и активно запускает предприятия по выделке меха. На российский спрос влияет климат, да такой, что натуральный мех используется даже в униформе арктических войск.

Видео: архивные кадры жителей Китая, крупные планы флага, россияне на улицах зимой в шубах

ЗКД:

Невыделанный мех – основной товар в международном пушном бизнесе. Современный рынок делят между собой пять аукционов: в Дании, Канаде, США, Финляндии и России. Каждый имеет специализацию. У России тоже есть свой козырь. Визитной карточкой Санкт-Петербургских аукционов стали соболиные меха.

Видео: графика (карта мира с точками аукционов, появляющимися друг за другом)

СНХ с заместителем директора по научной работе Баргузинского заповедника (Бурятия) Александром Ананиным:

говорит примерно о том, почему соболь так ценен, какой именно мех (черный с сединой) пользуется наибольшим спросом.

ЗКД: Баргузинский заповедник, в котором работает Александр Ананин, - первый заповедник в России. Он был создан в 1916 году, чтобы уберечь популяцию соболя от полного истребления. Баргузинских зверьков и сегодня принято считать самыми ценными. Сотрудники заповедника считают, что количество соболей сейчас «выше среднего», однако Минприроды России собирается исключить соболя из перечня животных, которые добываются по лицензии министерства.

В то же время после перестройки три четверти зверосовхозов исчезли, и промысловая охота на дикого соболя сегодня остается чуть ли не единственным средством заработка в некоторых сельских районах.

Видео: Баргузинский заповедник, соболь крупным планом (архивные кадры), люди идут на промысел

СНХ с одним из охотников в Бурятии, Иркутской области или Красноярском крае (Можно найти героя на «охотничьих» форумах. Например, Дмитрий Ульканский из Прибайкалья.)

говорит о том, насколько важен для него этот промысел в материальном плане, сколько шкурок добывает в сезон. (В среднем охотник убивает 5-10 соболей за зиму. И на деле доход охотника оказывается не таким уж и большим. В последнее время цены снизились, каждый соболь стоит 3-4 тысячи рублей; получается, что за сезон человек заработает около 40 тысяч.)

ЗКД: Чтобы развить пушное производство, эксперты предлагают слезть с сырьевой иглы и обрабатывать мех в России. Другое решение видят региональные власти: площадки для торгов непосредственно на местах, где добывают мех. В частности, такие планы есть у Иркутской области. Однако такая идея нравится не всем специалистам.

Видео: процесс сортировки и оценки меха специалистами. Журналист тоже участвует, эксперты показывают ему, на что обращать внимание при оценке пушнины.

СНХ с Юрием Вашукевичем, заведующим кафедрой экономики и организации охотничьего хозяйства факультета охотоведения Иркутской сельхозакадемии,

говорит примерно следующее: «Не было главной составляющей – государственной политики. Всех устраивало, что вся меховая торговля еще с советских времен сосредоточена в руках «Союзпушнины», через которую проходило около 95% добываемого в стране соболя. Сейчас ситуация изменилась. Не далее как в июле вышло постановление российского правительства, в котором среди прочего указывалось на необходимость создания на территории России новых площадок для торговли пушниной. Многие годы Иркутск был центром сбора пушнины. На прекрасно оборудованную пушно-меховую базу свозилось до 80% соболиных шкурок, добытых в Сибири. Кроме того, город располагает современным бизнес-центром, пригодным для проведения торгов»

СНХ с экспертом «Союзпушнины» Павлом Голотой.

Говорит примерно следующее: «Охотнику важно понимать, что, сколько бы он ни добывал соболей, самому ему такую партию одинаковых по качествам шкурок, то есть лот, не собрать, и даже самый распрекрасный и модный, но единственный соболь в его руках никогда не принесет баснословной суммы. За него таких денег просто никто не заплатит, потому, что это одна шкурка. Или две. Из них нельзя сшить изделие, которое в дальнейшем найдет своего покупателя за еще большую цену. Смысл в том, чтобы шла качественная подборка. Аукционные компании собирают для покупателя определенное количество товаров. Ему не надо ездить по регионам, не надо самому набирать. Промысловая пушнина собирается со всей России. Никогда в жизни покупатель сам элитный лот не соберет. В любом случае нужны аукционы».

ЗКД: Годовой доход от продажи пушнины приблизительно равен стоимости содержимого одного танкера с нефтью. Поэтому статус пушной державы вряд ли существенно отразится на экономике страны. Несмотря на все противоречия, специалисты сходятся в одном: в этом случае быть державой значит не столько делать огромные деньги на мехе, сколько обладать уникальным товаром – соболем – и сделать его еще одним российским брендом.

Видео: эксперт "Союзпушнины" за работой, кадры с последнего аукциона.

lenadazdorova | 31 марта 2016
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация