Предлагаемая концепция отличается от уже существующего «Облюбования Санкт-Петербурга», рассказывающего об известных достопримечательностях. За основу повествования берётся определённое архитектурное сооружение, имеющее обширный исторический бэкграунд, но не являющееся популярным туристическим объектом. В начале серии рассказывается краткая предыстория (о владельце/архитекторе/эпохе и обстоятельствах постройки и так далее). По ходу развития сюжета серии зритель узнаёт, как развивалась история памятника архитектуры и какое место в жизни города сейчас занимает данный культурный объект.
Пример (пилотная серия): Дача Воронцова на Петергофской дороге (ныне улица Чекистов, 13, корпус 3). История усадьбы с петровских и елизаветинских времён до наших дней, включая правление преемников престола, периоды революции 1917 года и Великой отечественной войны, постсоветское время. Упоминание всех трудившихся над зданием архитекторов (от обоих Трезини до Ринальди), всех владельцев (от Апраксиных до Мятлевых), гостей (от Екатерины II до Чайковского). Освещение легенд о ссоре Трезини с Воронцовым, заключении Екатериной здесь мира со шведами.
Дальнейшее развитие сюжета всего цикла можно организовать вокруг определённого городского района, отдалённого от центра, к примеру – Красносельского и Кировского. Обязательным является наличие исторического значения данных мест, которое нечасто описывается в путеводителях или на официальных сайтах, посвящённых городу. Так, в случае с вышеупомянутыми районами связана целая «линейка» дворянских дач, являвшихся символом феномена усадеб в пределах светской столицы.
Ведущий, читающий синхронный текст, перемещается по площади сооружения, двору здания, прилегающему парку/водоёму и так далее, желательно попадает внутрь здания. Взаимодействует с объектами, насколько это дозволено (касается стен и предметов интерьера, проходит в помещения). Закадровый читает второй ведущий (уточнения, подробности, возможно, исторические анекдоты на темы, затрагиваемые первым спикером). Пол и возраст журналистов не принципиален; главное – компетентность и ораторские способности (или физические возможности, если объект повествования трудно досягаем). Тон повествования нейтральный, неэкзальтированный, но заинтересованный. К участию в программе можно привлечь экспертов в области архитектуры, культурологии, политологии, истории в целом. Если позволяет бюджет, возможно внесение игровых элементов: инсценировка балов, конных прогулок, встреч исторический личностей (например, Чайковского с Мятлевыми).
Целевая аудитория: люди, интересующиеся историей своего города. Будет полезно к просмотру как студентам-журналистам, -историкам, -архитекторам, так и преподавателям. Условный рейтинг – 6+, но усвоение материала возможно и в более раннем возрасте. Музыкальное сопровождение: как в заставке, так и синхронный саундтрек – как классическая, так и современная музыка (в соответствии с эпохой и состоянием описываемого объекта). Место в сетке вещания зависит от целевой аудитории. Приблизительное время – в период с трёх до пяти часов дня (хотя, конечно, лучше бы попасть в прайм-тайм вместо мелодрам Первого канала, что, очевидно, нереально). Ежедневная программа. Хронометраж: 15-25 минут в зависимости от освещаемого объекта. Особенно примечательные исторические памятники могут описываться в нескольких сериях.