Как выживают малые предприниматели во время кризиса
Экономический кризис в первую очередь больнее всего ударил по малому бизнесу: потребительский спрос падает, россияне всё больше экономят, импорт товаров из-за падающего курса рубля абсолютно невыгоден. Малый бизнес включил режим выживания. Однако оказалось, что многие предприниматели чувствуют себя довольно бодро. О том, как они выживают в последнее время - в нашем материале.
Софья Неровная, директор языкового центра Step Up
Кризис ощущался ещё в начале прошлого года и проявился в том, что люди стали более осторожны в вопросах капиталовложений "в себя", видимо, долгосрочные вложения воспринимались как рискованные. Детей впрочем, родители не перестали отдавать на учёбу ― и это позитивный момент. Что касается нововведений при нынешней экономической ситуации, была изменена система платежей, исключающая возможность образования задолженности у студента, введён абонемент.
По поводу уверенности скажу так: уверенность ― не в процветании, но в выживании ― есть, хотя мы наблюдали спад численности взрослых студентов, но среди детской аудитории такого спада мы не видим. Кроме того, мы даже планируем расширяться, делаем ремонт.
Николай Готко, совладелец кофеен "БОЛЬШЕКОФЕ!", "Знакомьтесь, Джо! " и винного бара PROSTO VINO
Экономическая ситуация в стране, конечно, ощущается всеми. Цены на продукты растут, зарплаты нет, соответственно мы понимаем, что при увеличении себестоимости мы не можем поднимать цены. Работы стало больше, так как количество гостей увеличилось (думаю из-за того что у нас комфортные цены и понятный формат), прибыль стала меньше.
Из новых инструментов ― открыли кондитерское производство, которое позволило нам дать выше качество и возможность контролировать себестоимость. Также расширили кофейное обжарочное производство, что позволило нам увеличить продажи кофе, сохранить хорошие цены и иметь большой оборачиваемый склад зеленого зерна. Что касается завтрашнего дня, уверенности нет, но мы считаем, что нельзя опускать руки, надо работать. И как говорит старик Пьер: В любой ситуации делай хорошо свое дело и ты никуда не денешься от денег!
Юлианна Плискина, бренд-шеф и соучредитель линии продуктов "EDIMcU", гастрономический журналист
Как производителя натуральных продуктов питания, кризис коснулся нас в первую очередь всего. Высококачественное сырье, которое мы используем ― резко подскочило в цене, это сразу же отразилось на себестоимости продукта и заставило повысить оптовые и розничные цены. А вот резкого скачка заработных плат в среднем по городу и стране не наблюдалось. В итоге средний чек покупок сократился на 20-30% и снизилась платежеспособность целевой аудитории. В условиях постоянного роста цен на сырье, очень сложно удержаться в среднем ценовом сегменте, в котором мы себя позиционируем, так же как и продолжать следовать концепции "качественные, натуральные и современно оформленные продукты ― по доступной цене".
Но все же мы стараемся держать цены, пересматриваем всех поставщиков, сами производим упаковку и осваиваем фермерское хозяйство, засеиваем свои земли под Витебском в Белоруссии, чтобы не переплачивать даже в зимний период года за сухие травы, сухофрукты, ягоды и другое сырье.
Уверенности в завтрашнем дне нет, многие мои коллеги и близкие связаны с промышленным, электротехническим и проектными бизнесом, в стране все замерло. Заводы не строятся, не модернизируются и не расширяются ― это лакмусовая бумажка любого государства и его экономических реалий.
Совет: вкладываться в самообразование, не полениться пересмотреть контактную книгу всех поставщиков и субподрядчиков, инвестировать только в проекты «первой жизненной необходимости» и перевести часть бизнес-проектов в эконом-сегмент!
Стас Иванов, основатель сервиса велопроката Кафебайк (Cafebike.org)
С одной стороны, велосипеды и комплектующие ― наша основная статья затрат ― подорожали. С другой стороны, глобальная тенденция роста популярности велосипеда как городского средства передвижения продолжается. Несмотря на кризис наши сетевые велопрокаты всё больше востребованы у горожан.
Кроме того, Cafebike.org предлагает самое бюджетное решение для организации городского сетевого велопроката на рынке подобных технологий, поэтому в кризис наше предложение получает дополнительное преимущество в глазах городских правительств и частных инвесторов, планирующих запустить сетевой велопрокат в своем городе. Например, месяц назад с помощью нашей технологии открылся прокат в нашем втором городе после Петербурга ― в Калининграде. Учитывая, что наше решение стало доступно для запуска в других городах только этой весной, мы считаем это успехом.