На предстоящих сентябрьских выборах у кандидатов из внепарламентских партий есть шансы занять кресла Государственной думы нового созыва. Однако в возможность создания ими фракций, а значит и в существенное изменение политических сил эксперты не верят. К числу реальных претендентов на представительство в нижней палате специалисты относят партию «Яблоко» и недавно переименованную «Партию роста» господина Титова.
Напомним, выборы в Государственную думу РФ седьмого созыва состоятся осенью этого года. Пройдут они по смешанной пропорционально-мажоритарной системе: половина из 450 депутатов будут избираться по одномандатным округам, другая половина – по единому федеральному округу, пропорционально числу голосов избирателей, отданных за списки кандидатов от партий. Ранее выборы в Госдуму проходили по пропорциональной системе.
Такое изменение избирательного процесса, по мнению политолога Дмитрия Гавры, – реакция Единой России на риски, связанные с падением ее популярности. Кроме того, правящая партия в мае проведет праймериз, который с одной стороны сможет выявить сильных кандидатов, с другой – еще раз позволит партии власти напомнить о себе электорату. «Даже если Единая Россия по единому федеральному округу соберет процентов меньше, чем ей хотелось бы, она наберет одномандатниками, которые будут рекомендованы в рамках сотрудничества с общероссийским народным фронтом, либо в рамках отбора на праймериз», – сказал политолог в беседе с Ъ. Господин Гавра также добавил, что, с его точки зрения, «это нормально, поскольку любая правящая партия обязательно ищет в пределах правового поля такие форматы, которые позволят оставаться ей в большинстве в парламенте».
С другой стороны, партии, не прошедшие ранее в Госдуму смогут воспользоваться преимуществом выборов по новым правилам, попробовав свои силы в одномандатных округах. Реальные шансы на победу, как считает политик Валерий Федотов, имеют одномандатники от «Яблока», в частности господин Гудков, выдвинутый кандидатом в Москве. При этом господин Федотов полагает, что создать фракцию в Государственной думе у партии «вряд ли получится». Политик также называет высокими шансы пройти в парламентский орган недавно переименованной «Партии роста», однако отмечает: «Пока это вопрос, который президент для себя еще решает. Многое будет засветить от того, каких людей соберет Титов и от новых социальных исследований, которые появятся в апреле-мае, о том сколько голосов партия сможет получить. Тогда и будет принято решение, будет ли все-таки партии Титова дана возможность победить на выборах».
Схожей точки зрения о перспективах «Партии роста» пройти в Государственную думу придерживается и господин Гавра. Он напоминает, что Борис Титов – бизнес-омбудсмен, «а на такие должности у нас, как известно, назначают с санкции администрации президента». Политолог считает, что если даже мысль реформировать бывший «Союз правых сил», «Правое дело» – объединения очевидно оппозиционные – пришла на ум Борису Титову сама, то «дальше он пошел с этой мыслью и поделился». «Видимо ему согласовали эту трансформацию, а в рамках того типа политического устройства, в котором мы живем, вполне очевидно, что любой согласованный проект имеет гораздо большие шансы, чтобы собрать какие-то голоса, нежели несогласованные», – подчеркивает политолог.
Вполне очевидно, что «Партия роста», обозначающая себя как оппозиционная, будет работать примерно на том же электоральном поле, на котором работают умеренные партии либерального толка, в том числе «Яблоко». По словам господина Гавры, партия Титова станет «в известной мере спойлером для других оппозиционных партий», и в случае успешного выступления на выборах, она будет символически представлять либеральную оппозицию в составе Государственной думы. Политолог добавляет при этом, что как фракция партия представлена не будет, так как вряд ли сможет заручиться поддержкой более 5% избирателей.
Стоит отметить, что изменения коснулись и даты проведения выборов: они состоятся в единый день голосования, 18 сентября, а не в декабре, как это было раньше. По мнению некоторых экспертов, в силу того, что пик активности избирательной кампании традиционно приходится на последние месяцы перед выборами, сдвиг даты их проведения можно считать технологическим решением. Поскольку, как полагает господин Гавра, перенос «позволяет избежать активной работы оппозиционных объединений с той частью электората», которая традиционно ориентированная на партию власти». Речь прежде всего идет о бюджетниках, пожилых людях – тех, кто в первую очередь зависит от государственного бюджета.
Однако такой позиции придерживаются не все эксперты. По мнению других, изменение даты выборов на несколько месяцев не имеет решающего значения для политических сил. Так, политолог Ольга Сафонова считает, что «смысл в этом переносе – экономический: для оптимизации расходов». Она уверена в том, что все заинтересованные лица и партии успеют донести свои позиции до потенциальных избирателей, ведь «новый электоральный цикл начинается со следующего дня после выборов». В конкретно этом случае он начался еще в 2011 году.
Татьяна Жданова