«Драконовские меры» на выборах в Госдуму: к чему приведут поправки в избирательное законодательство

Выборы в Госдуму в сентябре этого года проведут по новым правилам. Они будут проводиться по смешанной избирательной системе. На ход голосования повлияют сокращение числа наблюдателей и обязательная аккредитация журналистов на участках. Кроме того, в конце марта сильно изменился состав Центризбиркома (ЦИК).

В этом году половина депутатов Госдумы (225 человек) будет избрана по одномандатным округам, другая половина – по партийным спискам. Проходной барьер для партий был снижен с 7 до 5%. При этом в предстоящих выборах без сбора подписей смогут принять участие 14 партий. На выборах 2011 года таких партий было в два раза меньше. Льгота распространяется как на партийные списки, так и на кандидатов-одномандатников от этих партий.

В конце января 2016 года Госдума приняла законопроект, который сократил количество наблюдателей от партии или кандидата до двух на участке. По новым правилам участники выборов обязаны предоставить списки наблюдателей за три дня до голосования. При этом наблюдателя можно будет удалить только по решению суда. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин объяснил поправки тем, что неограниченное число наблюдателей на участке может «затруднить работу избирательной комиссии» и задеть «активное избирательное право» граждан.

«Не более двух наблюдателей от партии или кандидата на участке — драконовская мера. Это должны быть сверхлюди, которые и съездят на выездное голосование, и за подсчетом ночью посмотрят. Партиям придется договариваться о распределении сил», — считает вице-президент Российской ассоциации политконсультантов Татьяна Лушникова. Она также отметила, что в норме не уточняется, кто должен обращаться в суд и должен ли присутствовать наблюдатель на заседании суда. Если должен, то «норма теряет смысл», считает госпожа Лушникова.

Из-за новых правил наблюдатели не смогут использовать мобильные группы, которые ранее могли охватывать до 10 участков каждая, утверждает сопредседатель движения «Голос» Евгений Мельконьянц. Он отметил, что из-за необходимости заранее сообщать о наблюдателях фальсификаторам легко будет узнать, на каких участках нет общественного контроля.

Помимо избирательного законодательства изменился состав Центризбиркома. В частности, полностью сменилось руководство комиссии. Главой ЦИК стала Элла Памфилова, экс-уполномоченный по правам человека. Владимир Чуров, возглавлявший ЦИК с 2007 года, в новый состав комиссии не вошел. Сопредседатель движения «Голос» Аркадий Любарев отмечает, что «большее обновление было только в 1999 году, когда от прежнего состава остались только 5 членов». Смену руководства господин Любарев считает показателем «низкого авторитета всего прежнего состава». В Кремле же смену Чурова назвали естественной ротацией.

Политолог Александр Кынев назвал новый состав Центризберкома «попыткой сформировать состав комиссии, который будет тяжело критиковать оппозиции». Сопредседатель «Голоса» Григорий Мелконьянц тоже считает, что избрание Памфиловой призвано повысить авторитет комиссии, а не качественно изменить ее работу.

В феврале Госдума внесла новые поправки в законодательство: обязала журналистов получать специальную аккредитацию для работы на выборах. Получить аккредитацию может только журналист, проработавший в издании по договору не менее двух месяцев на момент объявления даты выборов. Таким образом, непрофессиональные журналисты не смогут освещать ход голосования. По данным РБК, поправки направлены против правозащитного движения «Голос», которое ранее отправляло наблюдателей под видом журналистов.

Элла Памфилова, занимавшая на момент принятия поправок должность уполномоченного по правам человека, выступила против ужесточения правил допуска прессы. Однако госпожа Памфилова подчеркнула, что, если получение аккредитации будет «простым» и не «забюрократизированным», «ничего страшного» в этом правиле нет.

Скорее всего, новые правила повлияют на ход выборов, но не на партийный состав Госдумы нового созыва. По данным фонда «Общественное мнение», если бы голосование прошло 20 марта, за «Единую Россию» проголосовала бы почти половина избирателей, за КПРФ — около 10%, за ЛДПР — 9%, за «Справедливую Россию» — 5%. Десятая часть избирателей не пошла бы на выборы, еще 12% не смогли ответить на вопрос. Подобные опросы ФОМ проводит регулярно, и их результаты практически не менялись на протяжении полугода.

О «Яблоке», «Родине» или ПАРНАС вспоминали менее 2% респондентов. Политтехнолог Лев Павлючков в беседе с «Ъ» отметил, что несистемная оппозиция «играет в долгую», и для нее выборы — это «трибуна, чтобы донести свою позицию».

zhabko_ml | 31 марта 2016
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация