Думские выборы 2016: кто на новенького, кто за старенького?

Петербургский ЗакС будоражат инициативы по оптимизации: то предлагают изменить форму проведения выборов, то урезать думцам зарплату, то и вовсе часть из них отправить работать «за спасибо». Впрочем, все эти «подарки» получит не нынешний состав ЗакСа, а уже новый, пятый созыв, выборы в который пройдут в декабре 2016. И пока депутаты готовятся к выборам, корреспондент «Ъ» решил оценить, чем ещё запомнится Петербургу этот созыв?

День выборов

Выборы в 2011 своими результатами запомнятся вряд ли – первое место тогда предсказуемо заняла «Единая Россия», забрав 20 мандатов из пятидесяти. Следом за ней выстроились: «Справедливая Россия» (12 депутатов), «КПРФ» (7 депутатов), «Яблоко» (6 депутатов) и «ЛДПР» (5 депутатов). Председателем стал единоросс Вячеслав Макаров. Зато явка по сравнению с 2007 годом увеличилась в два раза: с 22% до 55%. Что, учитывая уровень интереса в стране к выборам местного значения, весьма большая цифра. К тому же, в этот созыв вошло оппозиционное «Яблоко», что, с учетом отсутствия у «ЕР» большинства мандатов, оставило широкое поле для дискуссий.

А дискуссии действительно были жаркие. Естественно, что после подсчета голосов начались традиционные обвинения в фальсификации результатов выборов. Портал ЗакС.ру представил сведения о расхождениях в данных горизбиркома и общественных наблюдателей на местах: издание заявило о приписывании голосов «Единой России» в связи с маленьким количеством полученных мандатов и большой популярностью «Справедливой России». Также активно опротестовывал итоги выборов Максим Резник – несмотря на то, что сам политический деятель депутатский мандат получил. Несколько обращений было направлено в прокуратуру, однако ни одно дело не вызвало большого резонанса или внимания со стороны СМИ, и на фоне новогодних праздников все протесты постепенно сошли на нет.

От топота котов пыль на имидж города летит

Следующий год был, пожалуй, самым запоминающимся в работе петербургского ЗакСа: исключение из партий сразу нескольких депутатов и многочисленные спорные инициативы напоминали интригующий сериал. Максим Резник был исключен из «Яблока» и обвинен в фальсификации выборов, хотя сам буквально недавно клеймил коллег-депутатов. Не потеряла ни одного бойца только «ЕР», хотя деятельность некоторых представителей партии вызывала ощущение, что лучше бы потеряла. Закон против «топота котов» по ночам, обсуждение роли крейсера Авроры и попытки засудить Мадонну за пропаганду гомосексуализма (привет Виталию Милонову!) были скорее похожи на борьбу с ветряными мельницами, чем на реальные инициативы.

Однако и делом депутаты занимались: суровые поправки внесены в региональное законодательство – для отзыва губернатора необходимо собрать за месяц не менее 25% подписей жителей, проживающих в регионе. Был сильно ужесточен закон о митингах – расстояние между одиночными пикетами не менее 50 метров, запрет на митинги возле метро, религиозных учреждений (привет Виталию Милонову!) и органов власти. Проведенные общественные слушания по закону показали отношение горожан к этому документу. Ни один из присутствующих, за исключением автора, не поддержал предлагаемую редакцию законопроекта.

Законотворцы боролись не только с котами и митингующими, но и с исполнительной властью: 2012 стал годом противостояний. Было наложено вето на закон об особо охраняемых территориях, а инициатива обязать губернатора отвечать на депутатские запросы привела лишь к усложнению этой процедуры. Да и сами чиновники не стремились посещать заседания парламента, как и пускать к себе в гости депутатов: трёх депутатов не пустили на заседание комиссии по генплану, хотя статус позволяет им посещать любые государственные и общественные мероприятия.

По сравнению с напряженным 2012 следующие года стали тихими, о чем журналисты на одной пресс-конференции даже пожаловались спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову, на что он ответил: «У человека должны быть сильные аргументы, а слова должны быть мягкими». Впрочем, из важных инициатив, пожалуй, стоит отметить непрекращающиеся споры о городе-спутнике «Южном» и стадионе на Крестовском острове: депутаты-оппозиционеры не раз предлагали приостановить решения по Южному, однако к концу 2013 генплан всё же был утверждён. Многострадальный стадион в итоге был передан под ответственность московских чиновников, поскольку увеличения смет на строительство стали просто катастрофическими. Ещё одна строчка расходов, которую предлагали убрать Максим Резник и Ирина Комолова, – официальное издание города «Петербургский дневник». Впрочем, их предложения поддержаны не были.

Однако, и за имидж города законотворцы снова поборолись: опрос телеканала «Дождь» о том, стоила ли блокада заплаченной за неё цены, стал причиной для бурных дискуссий. Так же, как и назначение Николая Цискаридзе на должность ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – депутаты посчитали личность экс-премьера Большого театра слишком скандальной для «старейшего балетного училища страны». Телеканал «Дождь» груза обвинений не выдержал, а вот Цискаридзе элегантным па смог уклониться и, несмотря на протесты и петиции, получил назначение. В итоге в конце 2014 парламентарии даже несколько раз уходили на внеплановые каникулы и отменяли заседания, поскольку «нет никаких законопроектов на рассмотрение».

В ожидании 2016

Впрочем, теперь эти относительно тихие времена, очевидно, подходят к концу. Так, первые месяцы этого года уже вызвали у журналистов ряд вопросов – причиной стали новые правила, по которым акулы пера должны отмечаться в пресс-службе, сообщать о цели своего визита и времени пребывания внутри здания. Ряд СМИ даже устроил акции протеста. Однако после отмены новых порядков люди с плакатами не исчезли: журналистов сменили валютные заемщики, которые уже второй месяц пытаются добиться права возвращать кредит по тому же курсу, что и брали его.

В преддверии выборов партии медленно, но верно активизируются – начинаются перестановки, новые скандальные инициативы и объединения партий с целью выиграть голоса. К примеру, Оксана Дмитриева, достаточно популярный в городе депутат Госдумы и глава петербургского отделения «Справедливой России». Официальная позиция партии – предоставление политику новых возможностей для работы на федеральном уровне, однако ряд экспертов говорит скорее о возможности конфликта между губернатором Георгием Полтавченко и Дмитриевой, которую не допустили до губернаторских выборов в сентябре 2014. Таким образом, «СР» консолидируется и уходит от конфликта с «ЕР», поскольку на прошлых выборах стала главным её конкурентом. «Единая Россия» остаётся, по мнению экспертов, лидером по мандатам, однако Максим Резник, перешедший в 2012 из «Яблока» в «Гражданскую платформу», тоже готов выдвинуть свои мандаты. Об этом же заявляет фракция «ЛДПР», а петербургские отделения "Партии прогресса" и "РПР-Парнас" предложили свой центральным отделениям идею объединиться.

А пока парламентарии спорят, менять ли им систему выборов и разрешать ли голосовать гражданам с временной регистрацией (студенты и мигранты, имеющие российское гражданство). Противники "ЕР" утверждают, что эта партия имеет наибольший административный и материальный ресурс, и привлечёт на свою сторону новую часть электората. Кризис заставляет урезать зарплаты и предлагать выбирать часть депутатов на общественных началах. Однако противники инициативы опасаются, что это усилит бизнес-лобби в парламенте города. Результаты этих споров мы увидим уже в декабре 2016.

a_berman | 14 апреля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация