Классические средства массовой информации или социальные сети? Скажем, вопрос не самый уместный. Сегодняшняя журналистская действительность не терпит принципов «третьего не дано», она гораздо сложнее и многограннее.
Свои плюсы и минусы есть как у социальных сетей, так и у традиционных средств массовой информации. Перебирать их все, наверное, бессмысленно, поэтому остановимся на ключевых. Никто не будет спорить, что главное достоинство социальных сетей ‒ это их удобство. Удобны они прежде всего потому, что многие интересы человека сосредоточены под одной учётной записью: там находятся его контакты, переписки, любимые фильмы, музыка, иногда даже игры. В общем, преимущества налицо. Главный же недостаток заключается в том, что контент социальных сетей по-прежнему остаётся сугубо развлекательным. Если речь заходит о чём-то серьёзном, то качество оставляет желать лучшего.
Зафиксировав эту проблему, мы должны обратить своё внимание на традиционные средства массовой информации, чей главный козырь ‒ высокое качество содержимого. Здесь и материалы профессиональных журналистов, и комментарии компетентных экспертов, и работы талантливых фотографов. Словом, то, что необходимо самому требовательному читателю. Впрочем, всё равно не каждый захочет носить с собой кипу газет, чтобы быть в курсе последних событий. Тем более что традиционные СМИ теперь значительно уступают в оперативности доставки информации: связано это не с плохой работой редакции, а с формой печатного издания, которая не позволяет оповестить читателя в максимально короткие сроки. Как следствие, тиражи большинства газет постепенно падают, а читательская аудитория с каждым годом уменьшается.
Можно долго разглагольствовать на тему того, что же всё-таки ждёт печатную прессу. Однако всё это разговоры впустую: газет от них никто читать больше не будет. А реальное решение как будто бы на поверхности, только многие его упорно не замечают или не хотят замечать. Для того чтобы найти это решение, нужно всего лишь скорректировать вопрос. «Классические средства массовой информации или социальные сети?» ‒ сегодня неактуально. «Классические средства массовой информации в социальных сетях?» ‒ вот вопрос, над которым следует думать сегодня. Возможна ли частичная интеграция классических СМИ в социальные сети? Всё указывает на то, что возможна. Более того, этот процесс уже идёт полным ходом и его трудно не заметить.
Возникает ещё один закономерный вопрос: «что станет с классическими газетами, когда редакции окончательно перейдут на платформу интернета?» Не стоит делать поспешных выводов, говоря о том, что газеты навсегда исчезнут с прилавков. Здесь надо понимать, что речь не идёт о поглощении СМИ социальными сетями ‒ мы говорим о своеобразном взаимопроникновении одного в другое. У популярных изданий всё чаще появляются публичные странички в социальных сетях, в то же время уже никого не удивит то, что СМИ сегодня зачастую черпают информацию именно в тех же социальных сетях. Фотографии из «Instagram», комментарии из «Twitter», информация о человеке из «Вконтакте» ‒ всё это сейчас становится привычным для хороших изданий. Подобная логика ведёт к тому, что в скором времени, вероятно, большинство новостей мы будем узнавать из социальных сетей. Изменится, скорее всего, и структура новостного сообщения: СМИ будут публиковать в социальных сетях короткие, тезисные новости, сопровождая их ссылкой на официальный сайт издания, где новость будет представлена в развёрнутом виде со всеми необходимыми подробностями. В то же время должна продолжить своё существование и традиционная бумажная газета: у классической прессы есть свои уникальные черты, которые невозможно трансформировать в пространство интернета.
Становится понятно, что ставить вопрос о будущем журналистики «ребром» некорректно. Журналистика как социальный институт постоянно развивается и приспосабливается ко многим явлениям. Развитие интернета и, в частности, социальных сетей не должно стать исключением. Весьма вероятно, что популярность социальных сетей, напротив, станет импульсом к расширению средств массовой информации. Можно относиться к этому по-разному, но ситуация в сфере журналистики такова, что игнорировать тенденции информационного общества попросту невозможно: либо ты идёшь в ногу со временем, либо выбываешь из гонки за широкую аудиторию.