Один день в Зазеркалье

27 марта – Всемирный день театра, праздник, который отмечают люди тесно связанные со сценой. Но, как гласит знаменитая фраза Уильяма Шекспира: «Вся наша жизнь-театр, а люди в ней – актеры», поэтому можно считать этот праздник всеобщим. Только, в отличие от актеров, мастеров перевоплощения, общительных и открытых, многие боятся публичных выступлений и имеют проблемы с речью. Редакция «Первой линии» решила узнать, как развивают все эти качества в театральных учебных высших заведениях.

«Да, раскрепоститься мне бы не помешало», - это была моя вторая мысль, когда я проснулась. Первая была о том, что мне предстоит провести день с второкурсниками факультета актерского искусства и режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. День будет насыщенным, в моем расписании уроки сценической речи, сценического движения и актерского мастерства.

Тяжелые старинные двери, которые многое повидали на своем веку, с трудом открываются. Захожу в бывший особняк графини Н. В. Безобразовой, где в настоящее время располагается театральная академия. У парадной мраморной лестницы меня встречает совсем не парадный студент Гриша, на нем униформа студентов театральных вузов – спортивный костюм! Не обращая внимание на мое удивление, Гриша ведет меня по узким коридорам и винтовым лестницам к двери с табличкой «55». Дверь открывается и я делаю шаг в Зазеркалье!

Зазеркалье оказывается небольшим темным помещением, в котором царит творческий беспорядок, состоящий из декораций, костюмов, париков. Постепенно пространство заполняется студентами, занятие начинается.

Дыхание, артикуляция и дикция

Громче, громче, громче! Топот все усиливается. Старинные стены академии сотрясаются от усилий всего восьми студентов-второкурсников.

- Поезд скорость набирает… - в очередной раз ребята начинают делать упражнение по сценической речи. Ногами выстукивают ритм поезда и с каждой строчкой быстрее читают стихотворение.

Назвать это занятие «парой» или «уроком» язык не поворачивается, скорее это походит на тренинг. За два часа студенты проделывают упражнения на развитие дыхания, артикуляции и дикции. Преподаватель, Любовь Рудольфовна Мочалина строго следит за каждым, но с пониманием относится к тому, что утром не все еще настроились на рабочий лад.

Ребята стоят по кругу и перекидывают палки друг другу. Главное в упражнении поймать один ритм, когда это удается – они начинают одновременно читать стихотворение и увеличивать темп. Вдруг палка выскальзывает из рук девушки, и действо, напоминающее шаманский ритуал начинается заново.

- А теперь открываем «Полтаву», - руководит ребятами Любовь Рудольфовна, преподаватель по сценической речи.

По очереди ребята читают строки поэмы А.С. Пушкина, ловят ритм скачущего коня и сердца всадника. Скорость и громкость постепенно нарастают и я ловлю это ощущение, чувствую топот копыт, рвущееся сердце коня, стремительность всадника. Поразительно, как с помощью всего лишь правильной дикции и дыхания, студентам удается создать эффект присутствия настолько сильный, что я забываю о том, где нахожусь!

- На мой взгляд, самое главное – это развить правильное дыхание. От него очень многое зависит, - делится со мной Людмила Рудольфовна. - Каждому человеку, независимо от того, актер он или нет, надо работать над своей дикцией.

Управление телом

Мы входим в зал, с ободранными стенами и с камином. Можно представить, как много лет назад в этой комнате сидела графиня и слушала фортепьянную музыку. Но в настоящее время этот зал используется для занятия сценическим движением.

- Здравствуй! – с широкой улыбкой встречает меня преподаватель, Кондрашова Галина Михайловна. Плавные движения, легкие шаги, ясный взгляд – по этой женщине видно, что она занимается любимым делом.

Студенты разминаются у станков, их тела напоминают пластилин. Затем они репетируют сценическое падение от удара. Кажется, что, действительно, кто-то невидимый толкает их с большой силой так, что их тела закручиваются и падают на пол.

- Учиться здесь очень интересно, это ни для кого не секрет, - делятся со мной в небольшом перерыве Маша и Оля – Но иногда возникает депрессия из-за загруженности графика. Домой мы возвращаемся ближе к полуночи. Но преподаватели нас всегда поддерживают, это придает сил.

Затем ребята надевают маски и пытаются без слов, лишь с помощью жестов и походки создать образ придуманного ими человека. В зависимости от музыки, которую переключает преподаватель, меняется и реакция. Кто-то изображает ребенка, кто-то больного человека.

Как отмечает преподаватель по сценическому движению, Галина Михайловна, для того, чтобы раскрепоститься необходимо примерять на себе непривычные роли, а зачастую даже выходить из зоны собственного комфорта. Готовы прыгнуть в кроличью нору?!

Актерское мастерство

Часовой перерыв. За дверью №55 происходит преображение пространства. Беготня, крики, поиски необходимых вещей – такая суматоха на площадке естественное явление для ребят. Прибираются, перетаскивают декорации, накладывают грим, устанавливают свет, проверяют музыку, репетируют зачин (этюд), который является традиционным началом урока актерского мастерства. Поражает то, что несмотря на спешку и суматоху, в воздухе все равно чувствуется некая расслабленность, в движениях ребят сквозит легкость и умение управлять собой, свобода от условностей – все то, чего нам, «простым смертным» иногда так не хватает!

- Все по-разному настраиваются, - рассказывает мне Рома, отвлекаясь от всеобщей подготовки. - К тому же вся программа первого курса была построена на том, как расслаблять тело, управлять им, также развивали дикцию… Мы и сейчас этим занимаемся, но уже не в такой степени, как в прошлом году. Главное практика и ежедневные тренировки, без этого никуда!

Вдруг, шумные и громкие ребята успокаиваются. Мне говорят, что вот-вот зайдет мастер. Действительно, через секунду в помещении появляется импозантный мужчина и волшебство начинается!

Анастасия ВОВК

vovk77 | 12 апреля 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация