А. М. Гуревич. Резидент без судьбы

Сценарная заявка

Автор – Анна Жигалова

Тема – А. М. Гуревич. Резидент без судьбы.

В документальном фильме планируется рассказать об А. М. Гуревиче – выдающемся разведчике. В ноябре 2013 года исполняется 100 лет с его дня рождения, что делает документальный фильм еще более актуальным. А. М. Гуревич – резидент легендарной Красной капеллы, судьба которого сложилась совсем не по законам художественного кино. У меня уже есть опыт создания специального репортажа, посвященного его жизни, для телеканала «МОСТ», но, на мой взгляд, история А. М. Гуревича заслуживает целого документального фильма.

Сюжет фильма.

Начало. Сцена. А. М. Гуревич сидит в пустой комнате, перед ним стоит человек в форме следователя, мы не видит его лица. Звучит вопрос: «Вы признаете, что в 1942 году, когда были арестованы гестапо, сотрудничали с немцами и участвовали в радиоиграх на их стороне?». Усталый голос второго человека: «Я никогда не предавал Родину. Это ошибка».

Это самый крутой поворот в судьбе А. М. Гуревича, советского разведчика, с которого необходимо начать фильм. Это придаст фильму интригу и задает действие. Следующие эпизоды – ретроспектива событий до 1945 года, когда А. М. Гуревич был обвинен в предательстве. Это боевое крещение А. М. Гуревича во время гражданской войны в Испании, когда он совершил первый подвиг – спас капитана подлодки Ивана Бурмистрова. После референт переводчика А. М. Гуревич перебрасывается в оккупированную нацистами Бельгию, где перевоплощается в Винсенте Сьерра – уругвайского коммерсанта и налаживает собственную конспиративную сеть. Необходимо подчеркнуть уникальность подобного явления в истории разведки: он содержал всю агентуру на деньги, которые зарабатывал сам в своей фирме как предприниматель. А. М. Гуревич одним из первых, как Рихард Зорге, сообщает в Москву сведения о будущем нападении немцев на СССР, передает сообщение о наступлениях армии вермахта на Кавказ и Сталинград (этот факт подтверждается личной благодарностью Сталина А.М. Гуревичу, документ есть в архиве). В 1942 году А. М. Гуревич был схвачен гестапо, агента Кента лично допрашивал Мюллер, который заявил: «И этот мальчишка так долго водил нас за нос?». Здесь зрителя, на мой взгляд, должно заинтересовать, что А. М. Гуревич лично встречался с реальными Мюллером и Шелленбергом – персонажами фильма «Семнадцать мгновений весны». И следующий подвиг, который необходимо осветить во всех подробностях – А. М. Гуревичу удается перевербовать начальника одного из отделений видного контрразведчика Паннвица и вывезти его и его группу вместе с ценными документами в Москву. Подобного не удавалось совершать никому в истории разведки. И после показа этих событий истории героя начинается основная проблема. Почему начальники контрразведки обвинили своего сотрудника в предательстве, и Гуревич получает 18 лет лагерей? Почему даже после реабилитации в 1991 году он не получает ни одной награды от государства за вклад в разведку, словно никакого оправдания не было? Поэтому после рассказа о самых ярких моментах биографии Гуревича с привлечением современников необходимо взять интервью у представителей власти и общественных организаций (администрации Выборгского района, совета ветеранов разведки Санкт-Петербурга, руководителями ФСБ, которые отвечают за архивы) и задать следующие вопросы. Почему, несмотря на столетие А. М. Гуревича, не предпринимается никаких мер для увековечения его памяти, хотя его чествовали в Бельгии как освободителя? Почему А. М. Гуревич не получил ни одной награды за вклад в разведку, и ему не выплатили компенсацию за те годы, когда он числился офицером вооруженных сил до 1960 года и не получал зарплату? Будут ли открыты архивы, сведения из которые окончательно восстановят честное имя Гуревича для новых поколений? Эта сюжетная линия будет очень важной, так как будет раскрывать проблему, как складываются судьбы героев в России. Однако фильм должен заканчиваться «человеческой историей»: человеку, который жил десятки лет с клеймом изменника Родины, удалось сохранить любовь к своей стране, государству и ни единым словом не жаловаться на несправедливость. А. М. Гуревич и в воркутинском лагере помогал людям не погибнуть и после старался вести работу по патриотическому воспитанию со школьниками. И я хочу показать через его современников А. М. Гуревича не как абстрактного героя, а как живого человека со всеми привычками, достоинствами и недостатками. И тема выбора в сложной жизненной ситуации, бесконечной любви к Родине, как мне кажется, окажется близка зрителю, особенно в наше время снижения уровня патриотизма и погони за материальными благами.

Банк изобразительного материала - воссоздание наиболее ярких эпизодов из жизни А. М. Гуревича, которые я обозначила в сюжете (например, с помощью актеров-любителей из театральных студий или студентов театральных вузов), съемка мест Санкт-Петербурга, связанных с жизнью А. М. Гуревича (его дом, квартира, где он жил 50 лет, его могила, школа № 181, где он учился и где есть небольшой стенд, посвященный его жизни, видео и фотографии из семейного архива. Хотелось бы минимально использовать документальную хронику.

Люди, которые будут давать интервью – Л. В. Круглова, вдова Анатолия Гуревича, С. Н. Полторак, историк, автор книги «Разведчик Кент», Л. Цимерман, друг разведчика, сын разведчика Мишель (он проживает в Испании, можно провести интервью по скайпу), Николай Буров, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, Василий Кичеджи, губернатор Санкт-Петербурга, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, Борис Старков, историк, Дмитрий Новокшенов, блоггер, журналист. Интервью с другими официальными организациями, которые я указала, предусмотрены с теми лицами, которые будут отвечать по журналистскому запросу.

Источники: архивные документы, книга воспоминаний А. М. Гуревича, книга С. Полторака «Разведчик Кент», письма из семейного архива.

Предположительный хронометраж фильма – 40-60 минут.

annazhi | 12 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация