Куда поступать? - вопрос, который не покидает одиннадцатиклассника вплоть до подачи документов в вуз. Помочь выпускникам школ сделать правильный и самый важный выбор в своей жизни должен был первый Всероссийский образовательный форум «Курс на вуз».
Форум проходил 30 марта в Санкт-Петербурге. Я отправилась туда, хотя уже полгода как первокурсница. Просто захотелось заново пережить прошлогодний драйв, а заодно понять, способны ли вот такие форумы ответить на многочисленные вопросы абитуриентов.
Куда плывем, плотва?
У станции метро «Василеостровская» жду своих подруг - Настю, Леру и Арину. Они из города Глазова. Город этот в Удмуртии, где есть прекрасный педагогический институт, в котором можно получить неплохое образование. Но Настя, Лера и Арина не хотят быть учителями. Поэтому приехали в Санкт-Петербург присмотреться, выбрать что-нибудь «поинтереснее».
- У вас всегда так в метро? – раздраженно спрашивает Настя, проверяя карманы.
Смотрю на время - 9 часов утра.
- Всегда. Час «пик» по расписанию.
Протискиваемся к выходу, вываливаемся из метро и поворачиваем за угол. Там нас ждет бесплатный автобус, который довезет до Дома молодежи Василеостровского района.
Школьников на форуме «Курс на вуз» собралось, как рыбы на одесском Привозе. Есть совсем мелкая плотва, которой до последнего звонка лет пять как минимум, рядом степенно прогуливаются родители. Есть тихие и запуганные караси, видно, ботаники еще те. Но в толпе наблюдаются и чванливые особи – либо оболтусы, либо питерские пижоны, уж больно уверенно они себя чувствуют: задирают нос и презрительно осматривают нас с головы до пят.
- Ну что, девочки, решили, кем будете? – лениво начинает один из них.
Настя, самая бойкая, бросает через плечо:
– Посмотрим, как ЕГЭ сдадим.
Питерские:
- А че, еще и ЕГЭ сдавать будете?
- Будем! Русский, математику, английский, обществознание…
На «истории» питерские теряют к нам интерес.
- Пойдем, они ботаны, - презрительно удаляются.
Ну и шуточки
В фойе столпотворение. Бирок в гардеробе не хватает. Людей не меньше тысячи! Пропихнувшись через толпу, поднимаемся на второй этаж. Там людей еще больше.
Я хожу хвостиком за девочками. Сначала они держатся вместе. Но потом разбредаются по залу. Со мной остается только Настя.
- Ну что, дальше пойдем? – спрашиваю я.
- Нет. Давай вернемся к стенду Горного университета. Там парень такой симпатичный, - смеется Настя. – Ой, он смотрит в мою сторону.
- Кажется, ты ему понравилась. Подойди, может, что-нибудь интересненькое расскажет.
Сама начинаю прохаживаться вдоль рядов. Со всех сторон кричат: «Девушка, поступайте к нам».
- Нет, спасибо. Я уже учусь, – царственно отвечаю я.
О, да! Какое блаженство, что я уже студентка. Страшно вспоминать, что было год назад.
Родители, учителя, даже сосед Андрей Петрович, выгуливавший по утрам всех своих тринадцать псов, давили денно и нощно:
- Ну, что? Решила, кем будешь?
И соседские псы им вторили:
- Рррр… Ну, что? Ррррешила, кем бау-у-удешь? Политех - неплохой варррриант.
Сейчас это кажется смешным. Но тогда было не до шуток. Какие тут шутки, если Полканы и Жучки с тобой разговаривают.
С мыслями о поступлении я засыпала, с ними вставала.
Успокойся, деточка!
Возвращаюсь из нирваны, вхожу в себя:
- Девчонки, вы здесь! Давайте сюда. Я вам очередь заняла на профориентацию.
- Это такая очередь, как за колбасой? – Щурится Лера в недоумении. - Где ж она начинается-то?
Очередь действительно длинная, да к тому же двигается медленно.
Пока стоим, знакомимся с двумя девушками. Лиза и Оля – одноклассницы из Димитровграда, хотят стать либо юристами, либо дипломатами.
- Сдадим ЕГЭ на 100! – уверенно заявляют Лиза и Оля.
- Ой, девочки, я тоже так думала. Но на пробнике вышло - не факт. Это же рулетка, ЕГЭ. Что попадется, кто будет проверять, что он съест на завтрак, с кем поссорится, еще что-нибудь, – вступает с ними в спор Лера.
Так оно и есть. Я тут же вспоминаю, как в прошлом году за литературу получила всего 64 балла, хотя была уверена, что наберу максимум. Поехала на апелляцию. Там меня выслушали, согласились, и уже были готовы добавить 8 первичных баллов (в результате получилось бы что-то около 90), если бы не вопрос одной дамы-экзаменатора:
- Куда поступать хочешь?
- На факультет журналистики, это моя мечта.
- Деточка моя, журналистика – бесполезная профессия, - тут же изменилась в лице дама. - Вот я закончила вечернее отделение журфака МГУ, и где я теперь? Читаю лекции в институте и изредка пописываю в заштатные газетенки. Так что поступай на удмуртскую филологию, с такими баллами там с руками-ногами оторвут. У тебя по русскому и английскому 90? За литературу мы сейчас тебе добавим, будет идеально – 90/90/90.
Я отказываюсь, со слезами выбегаю из аудитории.
Как? Как они могут лишить меня мечты? Нет, я не против удмуртской филологии, но не мое это, не мое…
- Хотите об этом поговорить? – выплывает следом дамочка.
Я стискиваю зубы и молчу.
- Значит, журфак? – дамочка расписывается в бланке, не заполняя его. Это значит, что баллы мне уже не добавят. Регламент апелляции мной нарушен, а такие вещи не прощаются.
Сколько раз я вспоминала эту «славную» историю и каждый раз с горечью: ЕГЭ по литературе - несправедливая штука, да разве только по литературе? Любой экзамен в современном формате – это самая непредсказуемая и жестокая рулетка.
Не слушай сердце – верь компьютеру
…Проходит еще полчаса. Мои подруги стоят в очереди на том же месте. Чтобы как-то поторопить организаторов тестирования, я прорываюсь вперед.
- Куда вне очереди? Сначала компьютерное диагностирование. Вот встаньте туда и ждите, - говорит мне солидная педагогиня в пиджаке и указывает в другой конец зала. – Как пройдете, встаньте в другую очередь, без результата компьютера эксперты вас не примут.
Я уныло смотрю «в другой конец зала», очередь там почище первой.
- А те, кто стоит здесь на экспертов, знают про это? Вы им говорили?
- Нет, я что, должна, по-вашему, каждому говорить?! – возмущается педагогиня в пиджаке.
- А можно как-нибудь по-быстренькому?
- Нет!
Узнав, что я корреспондент (выручает корочка «ПРЕССА», оставшаяся после прохождения стажировки в местной газете), дама становится любезнее.
- Ну, так сразу бы и сказала! – взмахивает руками. - Алина, пусти ее без очереди.
Отвечаю на 50 банальных вопросов, вроде «часто ли вы опаздываете на мероприятия», «любите ли домашних животных» и другие. К заданию отношусь с полной ответственностью, хотя и сомневаюсь: как с помощью такого опросника можно рекомендовать идеальную профессию? Через пять минут подсаживаюсь к одному из экспертов.
- Здравствуйте, я Даша.
- Кем видишь себя, Даша, через несколько лет?
- Возможно, журналистом или актрисой.
- Это не твое. Компьютер говорит, ты будешь барменом или стюардессой. Совпадение 93 процента. На втором месте - медсестра, на третьем – менеджер, инструктор по туризму и системный аналитик. По твоим качествам могу сказать точно: журналистика - это не твое.
Тут я не выдерживаю:
- Простите, я уже учусь на факультете журналистики.
- Я так и думала, журналистика – это твое. Смотри… - И эксперт начинает контраргументы превращать в аргументы. - Эмоциональная стабильность у тебя в норме, ты спокойна, не будешь взрываться, если собеседник будет нести полный бред, не станешь широко зевать, когда будет скучно.
Бормочу в ответ эксперту односложное «да» и тихо отчаливаю. Магия какая-то.
Убеждаюсь: подобные тесты неэффективны. Человек и сам прекрасно понимает, что у него в порядке, а над чем надо работать. Во всяком случае, до сих пор я не встречала ни одного человека, кто принимал бы важное в его жизни решение по десятибалльной шкале.
Не брутальный и в костюме
Забираю девочек, которые уже едва стоят на ногах в длиннющей очереди. Вместе направляемся в актовый зал, где выступают выпускники разных факультетов.
Сейчас они уже работают, и выбор профессии для них - явление прошедшего времени. Один за другим выступают переводчик, геолог, картограф, логист, режиссер, биоинформатик. Сначала каждый рассказывает об учебе в институте: что понравилось, а чего не хватало, потом о работе. Открыто говорят о зарплате. Абитуриенты задают вопросы. Вот Алиса Верхова, школу окончила год назад, сейчас подрабатывает, в следующем году хочет поступать снова.
- Моя мама работает с сельскохозяйственными проектами, и она рассказывает, что сейчас выпускается много студентов, а хороших специалистов в этой области мало.
Возникает небольшой диспут. Вообще, в этом плане организаторам форума удалось соединить нудную теорию с захватывающей практикой. В одном зале можно было получить официальную информацию о количестве бюджетных мест, стоимости курса, возможности обучаться за рубежом, а в другой – услышать мнения людей, которые уже обучились, чему хотели, и теперь работают.
Ближе к концу форума участников становилось все меньше. Тому доказательство кофе-брейк – к половине еды гости даже не прикоснулись. В аудитории распивают чай только организаторы.
- Какая вам выгода от проекта? Вам же не заплатят?
- Нам нравится. А про выгоду лучше спросите у Сергея Кондратьева. Он наш «главный».
Ищу взглядом Сергея, в моих представлениях брутального, высокого, солидного, в очках и с бородой. Настоящий Сергей Кондратьев под это описание совсем не подходит. Низенький, кругленький, с легким пушком на подбородке. В костюме.
- Студент первого курса факультета прикладных коммуникаций СПбГУ, – представляется он. - Мои друзья Вика, Рита и Руслан.
Друзья только что гоняли чаи, а теперь бегают, отвечают на вопросы, трудятся, как пчелки.
Сергей изредка дает им команды, а нам объясняет: в прошлом году он сам был абитуриентом и столкнулся с проблемой – отсутствием полезной информации. Та информация, что предлагают вузы на сайтах, выглядит очень запутанной, а иногда и устаревшей, сайты часто не обновляются.
Поэтому, поступив в университет, Сергей решил сделать доброе дело и организовал первый в Питере форум «Курс на вуз».
- Но как ты смог провернуть такую авантюру в одиночку?
- Непросто было, пришлось даже свое ООО открывать, чтобы участие в форуме было бесплатное.
- А деньги откуда?
- Пятнадцать институтов, которые представили свои образовательные программы, заплатили. Эти деньги пошли на аренду помещения. А все, кто сегодня выступал – волонтеры, не получили ни гроша. Они тоже помнят, как сложно бывает выпускникам школ выбрать будущую профессию.
Сергей планирует и дальше развивать свою идею, обещает, что в следующем году все будет еще лучше.
На войне все средства хороши
Лера, Настя и Арина ждали меня в кафе. Я пришла в разгар их беседы.
- Это несправедливо! – возмущалась Арина.
- Что несправедливо?
- В Удмуртии хотят сделать ЕГЭ сложнее, чем в других регионах. Вот на сайте сейчас прочитала. Мол, из года в год Удмуртия получает высокие баллы, а это нечестно!
- Нечестно так с нами поступать, - ворчит Настя. - Но что мы можем сделать? Как выступить против этой инициативы? Кто нас вообще будет слушать?
А ведь она права. Мнение абитуриента никого не интересует. Абитуриента ставят перед фактом, а порой и не ставят. Вообще ничего не говорят, как, например, в случае с информацией о количестве бюджетных мест или сокращении вузов. То ли будут места, то ли нет. То ли закроют вузы из «неэффективного» списка, то ли оставят жить. Но это другая история. А пока мне остается рассказать девочкам, как грамотно составить шпаргалки и пользоваться ими на выпускных экзаменах. На войне все средства хороши. А сдача ЕГЭ и поступление – это самое настоящее поле боя.
Дария Лехницкая.
1 курс, профиль: "Журналистика", 3 группа