И где же ваш Бог?

Благодатное воскресенье. В Исаакиевском соборе сегодня празднуется Торжество православия. Значимое событие в жизни верующих, приходящееся как раз на конец первой недели поста. Я же за завтраком отведала бутерброд с сыром и колбасой и отправилась на встречу с Сергеем. Он обещал мне показать свою танцующую звезду.

Митра

Мы зашли в храм. В этот момент хорошо бы описать просветленные лица верующих и одухотворенную атмосферу. Но величие внутреннего убранства Исаакиевского собора подавляет запланированные мыслительные процессы. По музейной привычке взор сразу устремляется вверх и медленно сползает по стенам, впитывая культурный жим петербургского классицизма. Роскошно, торжественно, красиво. Ничего не скажешь - дом православия. Однако здесь не часто проходят богослужения: только по особым дням и с разрешения дирекции. Сегодня в рамках великопостных концертов совершается Божественная литургия, посвященная Торжеству Православия. Действо уникальное в своем роде, так как на нем верующие приобщаются к тысячелетней традиции православного пения, которое исполняют хоры Греции, Сербии и России. Ведет необычную службу епископ Петергофский Амвросий. На голове у него красуется символ тернового венца Спасителя – сияющая митра-корона.

– Он здесь главный?- бездумно выпаливаю я.

– Только формально. Глава церкви – Христос, – спокойно и вразумительно отвечает Сергей, видимо, он уже давно привык к такому роду обывательских вопросов. – Сама церковь все-таки не место живых святых и не место, где все пришедшие святы. Скорее наоборот. Место, где люди наиболее зараженные. Ведь медицинское учреждение – это не место, где все здоровы, больные там исцеляются. Также и церковь. Люди приходят сюда с такими проблемами, испытывают такие страдания…

Вдруг он остановился и пристально на меня посмотрел. Считав внутреннее противоречие, порожденное не одним десятком едких заголовков за последний год, добавил:

– И если он – священник – это не значит, что он свят по жизни. Как и обычный человек, он не застрахован от соблазна, греха, падения. Разница лишь в том, что суть его жизни в обоживании, приближении к личности Христа. С другой стороны церковь – это социальный институт, требующий такой же организации, что и государство. Без определенной системы не обойтись. Но она в свою очередь, как и любая другая, имеет некоторые изъяны. Иными словами, и среди нашего брата может встретиться и карьерист, и лицемер.

А действительно, к чему сейчас эти пустые возгласы о часах, затопленных квартирах, лимузинах?! Еще Стендаль в начале 19 века прекрасно описал психологию юнца, желающего славы, богатства, влияния, и все это через церковный сан. Другое время, другая страна, другая история, но в сущности ничего нового.

Танцующая звезда

В глазах человека отражается его душа. Сомневающимся стоит посмотреть в небесные просторы-пуговки двухлетнего ребенка. В них чистота всего мира. В них следы Бога. Наверное, проездом заходил: зажег везде свет, раскрыл все окна, оставил на столе тетрадку с сакральными истинами и ушел. Глаза Сергея темные, глубокие, бережно спрятанные под густыми бровями. Мне кажется, в них Его рабочий кабинет. Отнюдь не пустой. Старинная библиотека, много исписанных листов, и здесь часто играет музыка. А еще огонек тлеет всегда. Это его вера.

– В первой школе под Выборгом у меня развились комплексы. Обстановка была не из лучших. Если ты не такой, как все, и при этом начинаешь бороться, тебя уничтожают морально. Например, ставят ногами в унитаз и нажимают слив. Это развило во мне трусость, но в то же время и уживчивость. Я нахожу общий язык с любым человеком. Сейчас в тюрьму езжу, спокойно общаюсь с уголовниками. Переехав в Питер, поступил в турецкий лицей – мечтал стать дипломатом восточного направления.

Затем переходный возраст и рок муз. Я начал искать смысл творчества, существования, противопоставлял себя всему миру. В этом весь рок. Ницше говорил: «Нужно посеять в душе хаос, чтобы увидеть там танцующую звезду». Цой и Летов перевернули во мне все, устроили вселенский беспорядок, но ничего не отдали взамен. Как оказалось, борьба с вечными российскими «дураками-дорогами» – не мое. Когда в 10 классе, я писал исследовательскую работу по жизни и творчеству Л.Н.Толстого, начал задумываться о смерти. В философском смысле, конечно. Захотелось духовного бессмертия. Тогда же в поисках информации зависал на православных сайтах. Однажды наткнулся на одно церковное песнопение. Сам я музыкант, поэтому мне стало интересно. Закачал его в плеер и забыл. Вечером, когда уже лежал в кровати, включил и…улетел. Я открыл для себя космос. Христианство говорит, что личность человека равна вселенной. И я это не разумом осознал тогда, а почувствовал. Почувствовал, как отсоединяюсь от тела и улетаю высоко- высоко. Мне классическая музыка такого не давала, даже гений Моцарта. Внутри загорелся огонь, и я захотел воссоединиться с Ним. Я понял, что Бог – это не карающий дядя, который сидит на небесах. Он – любящий отец, любящая полнота, вселюбовь! Я услышал эту любовь, почувствовал ее сердцем – и все это через музыку. Тогда, слушая трек chet 05 chet 04…(я до сих пор не знаю, что это была за литургия, и где она исполнялась), я готов был обнять каждого, даже бомжа, расцеловать его, потому что понял красоту личности человека, его величие. И это не найдешь ты нигде: ни в рок музыке, ни в философии, ни в благоустроенности государства - нигде. Человек встречает Бога внезапно. Там, где не ожидаешь…

Скала

Мы прошли в центр храма. Несмотря на раннее воскресное утро, людей с каждым часом становилось все больше и больше. Еще бы, ведь сегодня служат миссионерскую литургию, а это значит, что проводится она с разъяснениями всех действий и текстов. Простые для понимания и в то же время емкие по содержанию комментарии давал профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. С кафедры, как учитель в средней школе, он объяснял, отнюдь, не прописные истины древнего богослужения. И все же у меня был свой проводник, с которым мы беспрепятственно преодолели ограждение и оказались в нескольких метрах от развивающегося действа. С этой позиции можно было не только разглядеть лица хористов, священников, епископа, но и оценить масштаб события. Две трети всей площади величественного Исаакиевского собора занимали прихожане. И что удивительно, по ту сторону громадного зала, на узком лоскутке одной трети, все эти люди не казались толпой. Они представляли собой какую-то монолитность, скованность общей идеей, но ни одно движение не указывало на их «стадность». Каждый пришел со своим миром, со своей историей, со своим ощущением веры. И это выражалось буквально во всем: в лепечущих молитву губах и безмолвствующих, в глубоком поклоне перед иконой святых и в робком забвении там же, в жадном поглощении каждого слова и в умиротворенном ожидании именно своего порыва креститься. Я поделилась своими ощущениями с Сергеем. Глаза загорелись, детская радость овладевала всем его лицом, того и гляди, сейчас крикнет «бинго».

– Понимаешь, когда смотришь на церковь, как на место не согрешивших, а кающихся, погибающих, но не погибших, спасаемых, но не спасенных, тогда начинаешь проще ко всему относиться, – почти скороговоркой, но увесистой, видно, пережитой проговорил Сергей. – А для этого нужно сначала встретить в себе Бога – живого, личностного. Ни такого бесформенного, которого проповедуют мусульмане и буддисты. Поэтому и молитва то у них не живая – они входят в транс, отстраняясь от своей личности, отказываясь от самих себя. Православие тем и прекрасно, что объединяет людей в любви к Богу и брату, сестре, к тому, кто рядом. В то же время каждый человек остается уникальной единицей бытия. Он осознает себя личностью, не животным, не безликим индивидуалистическим, не частью целого, а отдельным космосом.

Мы говорили шепотом, но, видимо, пелена ценных мыслей уже окутала часть храма, и, как будто в подтверждение обрушившегося знания показался живой образ. В центр вышел монах Иаков, служитель храма Святой Горы Афон. Аскет, привыкший к длинным восьмичасовым службам, в темном заостренном своем обличие казался твердой скалой. Иаков запел на греческом языке. Сильный, всепроникающий голос, подобный природной стихии, вознесся к высоким куполам и расстелился плотным полотном поверх витающих мыслей. Он один, человек, личность и овладевает каждым уголком, каждым бьющимся сердцем величественного собора. Это не точка – восклицательный знак.

Человек

В девятом веке христиане отстояли почитание икон после долгих иконоборческих споров. Праздник, названный в честь этого события, Торжеством Православия ознаменовал победу правой веры над заблуждениями еретиков. Служба в Исаакиевском соборе мало чем отличалась от обычной православной литургии. Священнослужители символически показывают жизнь и воскрешение Спасителя, дабы разъяснить присутствующим суть христианской веры. А Сергей в это время вспоминает свой путь к церкви.

– Когда начал воцерквляться, я ничего не видел. Все мимо меня проходило: и попы на поршах, и фанатичные бабушки в храмах. Передо мной словно стена выросла, которая оберегала от всего этого. Первый раз я опоздал на литургию, абсолютно ничего не знал, но меня так сильно тянуло, что все страхи рассеялись. Зашел, и, как будто меня облили холодной водой после парилки. Ничего не понимаешь, но так классно, так свежо! А в душе огонь. Незабываемые ощущения! Вскоре я познакомился с отцом Виталием, который, кстати, бывший рок музыкант. За пять часов беседы он не сказал мне ни слова о Боге, но я чувствовал, что мы испытываем одинаковые переживания. Я попросился к нему в алтарь, и постепенно начал постигать внутреннюю жизнь храма.

Ценность сегодняшней Божественной литургии заключается в ее необычной окантовке. Все богослужение в Исаакиевском соборе сопровождается редкими образцами православной музыки, дошедшей до нас с 17 века. Поочередно московский «Древнерусский распев» сменяется сербским «Моисеем Петровичем», за ними подхватывает праздничный хор Валаамского монастыря и, наконец, вступает хор Санкт-Петербургской православной духовной академии. Недолго, наслаждалась, поистине, ангельскими песнопениями, Сергей не удержался и начал тихонечко подпевать. К сожалению, на генеральной репетиции он не попал в нужную ноту, за что 20летний регент-скрипач с идеальным слухом и отстранил его от выступления.

– Решение учиться в духовной семинарии пришло ко мне внезапно. Один раз выстрелило во время разговора и больше не отпускало. Родители поначалу посмеивались, но вскоре, осознав серьезность моих намерений, протянули руку помощи. Все произошло по моему дерзновению, не нарушая свободы. Господь никогда бы не насиловал мою волю. А в хор я попал в результате прослушивания на вступительных экзаменах. Раньше никогда не пел, но зато окончил музыкальную школу, играл на гитаре, музыку сочинял.

Сегодня Сергей студент 1курса Санкт- Петербургской духовной академии. Когда он отыскал свою танцующую звезду, ему было всего лишь 19 лет. За его плечами не такая большая церковная жизнь, как у его сокурсников. Но зато им пройден тернистый, извилистый путь: от борьбы за свою веру в близком кругу до полного смирения на подготовительном годичном отделении семинарии. Он статен, красив, силен духом. Много шутит и наизусть цитирует философов и Святое Писание. В будущем хочет углубленно заняться Богословием или Библеистикой, преподавать и, конечно же, никогда не прекращать петь в церковном хоре.

«Сегодня современное общество превращается в безликую массу – всякого и каждого, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает себя таким же, как все. Я призываю всех верующих не забывать о своей индивидуальности и о своей человечности». Гром, среди беззаботного погружения в море интересного человека. Снова видится скала. Литургия уже кончилась, и епископ Амвросий читает заключительную проповедь. Вокруг стоят все те же люди, но лица их озарены светом. Неужели они действительно только что встретились с Богом, вкусив плоть и кровь Христову? Или это происки, наконец, пришедшей весны, и солнечные стрелы-лучи проникли в собор. А может, и все сразу. Вспоминается следующий эпизод из истории. Большевики спрашивают Святителя Луку, профессора хирургии:

- И где же ваш Бог? Мы заходили в храм и там его не нашли.

- А я, когда на мозг операцию делаю, - отвечал хирург, - вскрываю головную коробку человеку, мозг вижу, а ума то я там не наблюдаю.

Видеть, чувствовать, встречать или просто верить – личное дело каждого. Мне же этот день преподнес встречу с искренне верующим человеком. Он, кстати, обычный. Только в душе его действительно танцует звезда.

Анастасия Колосова

kot_v_sapogax | 10 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация