Реализация «трамвайных» планов далась комитету по транспорту города потом и кровью
Новый план реконструкции Сенной площади, последний раз обновлявшейся к 300-летию Петербурга, предполагает не только создание новых подземных переходов под площадью, создание пешеходной зоны, объединение строящегося храма «Спас на Сенной», но и проведение трамвайной линии по центру Сенной. Из всех частей энергозатратного для комитета по благоустройству города плана реализовался пока только последний — проведение трамвайной линии — и тот уже вызвал нешуточное недовольство со стороны водителей маршрутных такси.
Год назад главный архитектор города Юрий Митюрев обещал жителям, что трамвайное движение, не действовавшее с 2007 года, вернут на Сенную площадь и проложат от Лермонтовского проспекта к самой площади. Предполагалось также, что трамваи начнут движение от Гостиного двора прямо к площади Репина, что значительно облегчило бы участь работников предприятия Адмиралтейские верфи, которым было не на чем добираться от метро, и пенсионеров, вынужденных оплачивать дорогостоящие маршрутки, чтобы иметь возможность передвигаться по центру города.
Ни в марте, ни в мае 2012 года трамваи запустить не удалось: в марте в комитете по транспорту думали выполнить обещанное ко Дню города, но белорусские поставщики не успели поставить технику, а в мае помешала необходимость срочного капитального ремонта путей на площади Репина, впоследствии отложенного еще до 2013 года. Помешало также и сомнение представителей комтранса в том, что такой короткий маршрут будет востребован: было решено для начала продлить его через Троицкий мост на Петроградскую сторону, а затем по улице Куйбышева к Сампсониевскому мосту и Финляндскому вокзалу, однако и этим планам не суждено было сбыться: помешал ремонт Пироговской набережной, из-за которого был закрыт Сампсониевский мост.
В ноябре в интервью Фонтанке.ру глава комитета по транспорту Станислав Попов заявил, что планы снова изменились, и маршруту суждено быть только на отрезке от площади Репина до Сенной. «Возобновлять движение до Невского не стоит, учитывая транспортную ситуацию в этом районе», — аргументировал решение господин Попов. Тогда как раньше комтранс считал настолько короткий маршрут экономически неоправданным, в ноябре прошлого года его глава начал рассуждать уже так: «Надо с чего-то начинать, дальше будет проще». В этом же месяце он принял участие в демонстрационном рейсе первого в истории города 30-метрового трамвая челночного типа. Новая модель трамвая оснащена двумя кабинами управления с обеих сторон, что позволяет избежать необходимости разворотного кольца, и «электронным кондуктором» — автоматом по продаже билетов.
1 марта этого года едущий по Садовой улице в вагоне трамвая № 3 официальный представитель Горэлектротранса гордо сообщил, что презентация и запуск маршрута от площади Репина до Сенной все-таки состоялся. Усть-Катавский вагоностроительный завод и белорусский «Белкоммунмаш» предоставили Петербургу 5 трехсекционных челночных вагона, развивающих скорость более 50 км/ч. Следовавший до этого по Садовой улице до площади Репина трамвай № 16 был продлен до площади Стачек, благо там уже завершился ремонт путей.
Однако на этом у комтранса не закончились проблемы. В день запуска трамвая было решено, что часть маршрутных такси, повторяющих траекторию движения трамвая, будет убрана с Садовой улицы, поскольку у них сразу же с появлением конкуренции был замечен спад спроса на услуги. За первый месяц, согласно статистике комитета, трамваем успели воспользоваться 100 тыс. человек. Водители маршрутных такси с такой статистикой категорически не захотели соглашаться и снизили цены на услуги до 20 рублей вместо обычных 35 рублей. Для особо привлечения внимания потенциальных пассажиров на такси появились плакаты с надписью «Мы дешевле» и изображением трамвая, поездка в котором стоит 25 рублей. Для повышения эффективности недалеко от переулка Бринько, на конечной остановке на Сенной, стал работать зазывала, громко сообщающий о сниженной цене.
У пассажиров и экспертов встал закономерный вопрос о том, обоснованы ли сегодняшние обычные цены в маршрутках. Вот что рассказал о своей работе 100ТВ водитель такси Владимир: «Очень рады. Довольны. Наконец-то, хоть на что-то снижают цены. Люди рады. Поднимать пока не собираются, если не надавят сверху. Другие тоже начинают снижать. Тенденция пошла. Скоро и во всем городе, наверное, снизят».
Не спешат волноваться и разворачивать ответные боевые действия и в самом комитете: «Пока к нам не обращались с уведомлением о закрытии данного маршрута (от Сенной площади до площади Репина). Но по опыту похожих ситуаций коммерческие перевозчики часто прекращают деятельность какого-то маршрута после появления дублирующего социального. Действительно, пока снижение цены на руку только пассажирам, хотя доля тех, кто купит в трамвае разовый билет, а не расплатится карточкой с поездками, минимальна», — отметил представитель комитета агентству «Интерфакс».
Единственным готовым навести порядок в транспортной ситуации города остается молодежное демократическое движение «Весна», уже привлекшее внимание к своей деятельности масштабной кампанией по борьбе за круглосуточную работу метро «Метро 24», чего не скрывает пресс−секретарь и координатор движения Антон Горбацевич: «Проблема в отсутствии комплексного подхода к реформированию городской транспортной системы со стороны правительства города и профильных комитетов. Здесь ни с того ни с сего ввели трамвайный маршрут, а где-то его отменили, абсолютно не задумываясь о последствиях. Трамваи в Европе − это такие артерии, которые соединяют разные районы города, а автобусы — это совсем локальный транспорт. У нас же все наоборот: абсолютное нежелание властей. брать чужой опыт и грамотно его накладывать на нашу действительность. Ситуация может и должна меняться силами властей, иначе зачем власть нужна, а общество должно подтолкнуть, указать и направить, потому что нас же власть как ребенок, которого надо воспитать, дать советы и научить. А если людям не надо, то зачем лишний раз кому-то наверху напрягаться».